Войти
Спортивный клуб - Skrodina
  • Разведение и дозирование пептидов простым языком Того что ghrp 6 позволяет
  • Великий Брок Леснар – боец, борец и футболист Брок Леснар: развитие карьеры в смешанных единоборствах
  • Логопедические занятия с заикающимися
  • Фокусы с узлами Фокусы с веревкой и их секреты
  • Что худеет в первую очередь у женщин При похудении что худеет в первую очередь
  • Мудра «Щит Шамбалы»: лучшая защита от негатива, недоброжелателей и завистников Мудра защиты имущества
  • Новая Зеландия. Маори - обычаи и культура

    Новая Зеландия. Маори - обычаи и культура
    Маори

    Маори — коренной народ, основное население Новой Зеландии до прибытия европейцев. Число маори в Новой Зеландии составляет более 526 тыс. чел., примерно по 10 тыс. чел. живут в Австралии и в США. На языке маори слово maori обозначает «нормальные», «естественные» или «обычные». В легендах, устных преданиях слово маори отличало людей от божества и духа. Мараи маори — помещения для общего сбора племени.

    Ранее европейские переселенцы островов Новой Зеландии упоминали аборигенов как «индусы», «аборигены», «местные» или «новозеландцы». Маори оставался самоназванием маори для самоидентификации. В 1947 году правительство Новой Зеландии переименовало Министерство по делам аборигенов в Министерство по делам маори.

    Люди заселили Новую Зеландию после заселения почти всех пригодных для проживания мест на планете. Археологические и лингвистические исследования предполагают, что несколько волн переселения прибыли из Восточной Полинезии в Новую Зеландию между 800 и 1300 годом нашей эры.

    Маори были воинственны и независимы. Несколько страниц из истории показывают их характер. В 1642 году Новую Зеландию открыл Абель Тасман, голландец. Спустя более века её заново открыл Джеймс Кук. Оба спровоцировали кровавые стычки. В 1762 году французский капитан Сюрвиль, остановившийся у берегов Новой Зеландии, за украденный ялик сжёг целую деревню маори. Через три года здесь побывал капитан Дюфрен. Он и 16 его матросов были убиты в отместку за деяние Сюрвиля. Преемник Дюфрена сжёг три деревни маори и убил более ста мирных жителей. Эти факты навсегда восстановили маори против пришельцев из-за океана.

    Новой Зеландией эти острова назвал Абель Тасман. Сами маори называют свою страну «Ао Теа Роа» (Белое Длинное Облако). Северный остров — Те ика а Мауи (Рыба Мауи), Южный — Те Вака а Мауи (Лодка Мауи).

    В начале XIX века китобои стали посещать острова, у маори появилось огнестрельное оружие, начались междоусобные войны. Для «наведения порядка» туда пришли англичане, начались «Маорийские войны» (наиболее известна Война за флагшток 1845—1846 гг.). В итоге англичане, одержав верх, захватили Новую Зеландию.

    Потребность в огнестрельном оружии побуждало племена маори к совершению многочисленных рейдов на своих соседей с целью получения мокомокаи. Кроме того, местные жители прибегали к татуированию рабов и пленных, головы которых затем обменивали на оружие. Пик торговли головами относился к 1820—1831 годУ. В 1831 году губернатор Нового Южного Уэльса объявил запрет на торговлю головами за пределами Новой Зеландии, а в течение 1830-х годов потребность в огнестрельном оружии на островах в связи с насыщением рынка снизилась.

    К 1840 году, когда был заключён Договор Вайтанги, а Новая Зеландия стала британской колонией, экспортная продажа мокомокаи фактически прекратилась. Одновременно среди самих маори начала угасать традиция мокомокаи, хотя незначительная торговля головами продолжалась ещё несколько лет.

    Ремесла — ткачество, плетение, строительство лодок, резьба по дереву. Лодки имели 1 или 2 корпуса. Резьба по дереву заслуживает особого внимания, здесь она была развита на высоком уровне. Новая Зеландия была богата деревьями, было из чего вырезать. Резьба маори сложна и виртуозна. Основной элемент орнамента — спираль, но он имел массу вариантов. Анимистических мотивов не было, главные фигуры в сюжетах — человекоподобные. Это легендарные предки или божество «тики». Резьбой были украшены дома, в первую очередь общинные, нос и корма лодок, амбары, оружие, саркофаги и почти все предметы быта. Кроме этого, маори вырезали статуи предков. Обычно такая статуя стояла в каждой деревне.

    Традиционное поселение (па) было укреплено деревянной оградой и рвом. Дома (фаре) строили из брёвен и досок, в отличие от остальных полинезийцев. Фасад всегда смотрел на восток. Крыша соломенная. Использовались также толстые пласты соломы для стен. Пол опускался ниже уровня земли, это необходимо было для утепления. Климат Новой Зеландии холоднее, чем на Гавайях или Таити. По этой же причине отличалась от общеполинезийской одежда маори. Они делали плащи и накидки, женщины носили длинные, до колен, юбки. Материал изготовляли из новозеландского льна, в ткань вплетали собачьи шкурки и птичьи перья.


    Традиционное жилище маори

    Кроме жилых домов в поселениях были общинные дома (фаре-рунанга), дома развлечений (фаре-тапере), дома знаний (фаре-кура). В них опытные мастера, жрецы, художники обучали молодежь.

    Главным орудием в сельском хозяйстве была палка-копалка. Виды оружия — шест, нечто среднее между копьем и палицей (таиаха), копье (кокири), дротик (хуата). Использовалась своеобразная палица (мере) — камень на веревке. В охоте использовали силки. Инструментом для резьбы по дереву и для других процедур (также и для татуировки) был резец из нефрита или жадеита. Из нефрита делали палицы (мере). Природа дала маори то, чего нет в других частях Полинезии.

    Прежде был распространен каннибализм. Съедали обычно пленных. Существовала вера в то, что сила съеденного врага переходит к тому, кто его съедает. Другой значительной традицией является татуировка, она показывала общественный ранг. В то же время это была инициация — проверка на выносливость, так как процедура болезненная.


    Вождь маори с татуировкой та-моко на лице

    Татуировки на лице были традиционным элементом маорийской культуры вплоть до середины XIX века, когда эта традиция постепенно начала исчезать. В доевропейском маорийском обществе они отражали высокий социальный статус носителя. Традиционно только у мужчин лицо подвергалось полному татуированию, хотя у некоторых высокопоставленных женщин татуировки делались на их губах и подбородке.

    Каждая татуировка была уникальной в своём роде и содержала в себе информацию о ранге, племени, происхождении, профессии и подвигах человека. Как правило, изготовление татуировки было не дешёвым увлечением, поэтому её могли позволить себе только вожди или отличившиеся воины. Более того, само искусство татуировки, как и лица, их делавшие, считались тапу (tapu), то есть почитались как нечто священное, требовавшее соблюдение особого протокола.

    Когда умирал человек, на лице которого имелись татуировки та-моко, ему обычно отрезали голову для её сохранения. Для этого удалялись мозг и глаза, а все имевшиеся отверстия закладывались или льняным волокном, или резиной. После этого голову варили или держали на пару в специальной печи, а затем коптили на открытом огне и сушили на солнце в течение нескольких дней. Впоследствии голова обрабатывалась жиром печени акулы. Эти высушенные головы, или мокомокаи, хранились семьёй хозяина в резных коробках и вытаскивались только во время священных церемоний.

    Сохранению также подвергались головы враждебных вождей, которых убили во время сражения. Эти мокомокаи, считавшиеся военным трофеем, выставлялись напоказ на мараэ. Кроме того, они играли важную роль во время ведения переговоров между воюющими племенами: возврат и обмен мокомокаи был обязательным условием установления мира.



    Маорийская резьба по дереву

    Общество было устроено так же, как и в остальной Полинезии. Здесь выделялись те же классы: знать (рангатира), рядовые общинники (тутуа), рабы-пленные (таурекарека). Среди знати особо выделялись вожди (арики). Почетом пользовались жрецы (тохунга). Словом «тохунга» называли также и художников (резчиков). Община (хапу) состояла из одной деревни и делилась на группы (ванау), то есть 1—2 дома.

    В целом культура маори отличается от культуры других полинезийцев. Причина этому — другие природные условия. В области духовной культуры они сохранили много полинезийского, но создали и свое, самобытное наследие.

    Популярны мифологические, этногенетические, генеалогические легенды, предания о переселении племен. Маори почитают общеполинезийских богов, Тангароа, Тане, Ту, Ронго. У них существовал тайный культ Ио, высшего единого бога, Творца всей вселенной. Возможно, этот культ был создан в поздние времена, в противовес проникающему сюда христианству, а возможно существовал и ранее. Кроме богов пантеон маори включал много второстепенных персонажей, духов, демонов, чудовищ, и т. д. Почитаются также предки (тупуна). В настоящее время существует синкретическая секта — паи-марира.

    Флаг маори, предложенный в 1998 г.

    Основные понятия: атуа — бог или дух вообще, мана — магическая сила, понатури — демон, дух, обитающий в океане, кехуа — призрак, копуваи — чудовище с человеческим телом и головой собаки, и др. Тики — «полинезийский Адам», Хина — «полинезийская Ева». Мауи — культурный герой.

    Маори - кто они? Людоеды или люди высокоинтеллектуальные? Где они жили в прошлом? Откуда появились? Как долго боролись за свою независимость? Живут ли сегодня на земле маори?

    Как попали маори в Новую Зеландию?

    Маори — полинезийский народ, который прибыл на новозеландские острова в XIII веке. Маори приплыли на лодках-каноэ, которые по словам ознакомившихся с ними впоследствии европейцев, могли передвигаться со скорость. До 40 километров в час (22 узла). Мифы о маори говорят о том, что они прибыли на семи больших каноэ из стран Гавоики, которая находится в Тихом океане. Точное местонахождении прародины маори неизвестно, вероятно что это острова Таити или Самоа.

    Известно, что вождя маори звали Тамма де Капуа. С собой маори привезли крыс и собак: этих животные не водились на новозеландских островах. Свою новую родину маори именовали Аотеароа, что означает страна «Длинное белое облако».

    Чем занимались маори?

    Маори занимались охотой и рыболовством, выращивали овощи такие, как батат, таро, ямс.

    Жили они в прямоугольных домах с двухскатной крышей. Поселения состояли из нескольких десятков домов и были укреплены защитными стенами и рвами. Если учесть, что в Новой Зеландии появились европейцы только в конце XVIII века, то понятно что маори вели внутриплеменные войны, раз им понадобились такие укрепления.

    Но не смотря на свою оторванность от цивилизации полинезийский народ маори не был невежественным. Так очень развита была резьба по дереву. Это умение ценилось, считалось священным, а заниматься им могли только мужчины. Женщинам маори не разрешалось даже присутствовать при этом.

    Вырезали разнообразные культовые скульптуры, фигуры прародителей, называемые текотеко, которые устанавливались на носу каноэ и на фронтонах домов, а также изображения духов и богов.

    Жилые и общественные и общественные помещения украшали резными деревянными панелями изумительной красоты. Особенно старались богато отделать дома собраний — традиционные постройки, которые находились в центре маорийских поселений. Эти дома были центом общественной жизни и считались живыми существами: балки называли позвоночником, резную деревянную маску под гребнем крыши — головой, а внутреннее помещение животом. Изображения на панелях воплощали мифологию и историю маори. Как правило, изделия изготавливались из цельных стволов деревьев. Также из отдельных стволов вырезали лодки-каноэ. И сегодня по всей Новой Зеландии можно встретить резную скульптуру говорящую о том, кто такие маори.

    Маори и их войны

    Важно отметить, что маори всегда были воинственным народом. Пять маорийских племен делились на многочисленные кланы. Племена и кланы нередко враждовали между собой, и на островах постоянно шли междоусобные войны. Захваченных в плен нередко убивали и съедали, а головы врагов высушивали и хранили в качестве военных трофеев. Тела воинов-маори практически полностью покрывал, которые заполнялись краской.

    Межплеменные войны обострились с появлением на островах европейцев, которые продавали маори алкогольные напитки и огнестрельное оружие.

    В конце XVIII века в Новой Зеландии появились европейские китобои, фермеры и миссионеры. Китобойный промысел был очень прибыльным, но довольно скоро киты были истреблены почти полностью. Хотя официально Новая Зеландия была колонией Великобритании с 1804 года, легальное британское правительство там появилось только в 1883 году, когда губернатором стал Уильям Хобсон. В 1840 году Хобсон подписал договор Ваитанги с более чем 500 маорийских вождей. Согласно этому договору Новая Земля считалась владением Великобритании, вожди уступили английскому монарху все права и полномочия своего суверенитета. Маори получили право владеть землями, лесами и рыбными угодьями. Договор Ваитанги разрешал европейцам селиться в Новой Зеландии. После его подписания началось обращение маори в христианство. Поток переселенцев из Европы значительно возрос. Начался захват земель маори путем обманных сделок и насильственных захватов, чему этот отважный народ отчаянно сопротивлялся.

    В 1845-1847 году произошла первая маорийская война. Но кто такие маори против европейцев, за плечами которых стояла могущественная держава. Вплоть до 1872 года маори постоянно поднимали восстания, и англичанам пришлось даже посылать в Новую Зеландию армию и военные корабли, чтобы усмирить воинственные племена. В конце концов маори все равно потеряли большую часть своей земли.

    В 1975 году в Новой Зеландии был учрежден Трибунал Ваитанги. Он рассматривает жалобы на нарушение прав маори начиная с 1840 года. Хотя день Ваитанги 6 февраля является в Новой Зеландии государственным праздником, но до сих пор этот праздник остается спорным: маори до сих пор считают европейцев захватчиками своей земли.

    Однако маори смогли перенять культуру и религию европейцев, и сегодня они интегрированы в единое новозеландское общество. К народности маори принадлежит менее 15% населения современной Новой Зеландии, причем чистокровных маори среди них еще меньше. При таком стремительном исчезновении этого народа, скоро лишь из учебников по истории можно будет узнать о том, кто такие маори.

    Маори — один из народов Океании. Его численность в настоящее время около 750 тысяч человек (половина всех полинезийцев). Маори проживают в Новой Зеландии (около 600 тыс.), островах Кука и в Австралии. Новую Зеландию они заселили сравнительно недавно — в 13-14 веках н.э. Язык их относится к полинезийской группе австронезийской семьи.

    Характер маори

    Новая Зеландия была заселена последней из крупных территорий, пригодных для жизни. Согласно ряду теорий из этого следует, что маори были лузерами, изгоями, которым не нашлось места на прежнем месте, и они вынуждены были искать новый дом. При этом, однако, м аори считаются воинственным племенем. У европейцев они приобрели такую репутацию с первой же встречи которая произошла 24 ноября 1642 года когда экспедиция Тасмана ступила на берега Новой Зеландии. Встреча закончилась стычкой, убийством и съедением нескольких участников экспедиции. После Тасмана практически каждый европейский мореплаватель вступал в стычки с маори. Хотя Кука всё же съели не они (каково распространенное заблуждение), а родственные им гавайцы.

    Ритуальный танец маори

    Культура маори

    Согласно некоторым данным, маори не всегда исповедовали культ войны. Воинственность они приобрели в результате климатических изменений и ряда тектонических катастроф, приведших Новую Зеландию к резкому сокращению биоресурсов. Впрочем, возможно, главной причиной стали сами маори, истребившие или сократившие местные популяции, что не знали столь крупных и хищных млекопитающих до прихода человека, а потому и не выработали защиту.

    Ограничение ресурсов привело к войнам, которые быстро укоренились в культуре и социальной структуре. Маори начали строить укрепленные поселения, развивать тактику, совершенствовать оружие. Контакты с европейцами, особенно с китобоями, которых не особенно заботили этические вопросы, открыли перед маори новые горизонты. Культура возделывания картофеля позволила создавать стратегические запасы продовольствия, а огнестрельное оружие привело к революционным изменениям в военном деле. Начались так называемые «мушкетные войны» — бесконечная череда междоусобных стычек, которая продлилась с 1807 по 1847 год. В 1835 году несколько групп маори совершили набег на остров Чатем, истребив или обратив в рабство живущее там родственное племя мориори.

    Мушкетные войны закончились лишь с появлением нового врага — Британской короны. Упорное сопротивление колонизации хоть и было обречено на поражение в военном смысле, в политическом привело к результату. За племенами сохранились земельные владения, а сами маори получили равноправие с колонистами, что для 19 веке было редкостью. Имущественное расслоение долгое время оставляло коренных обитателей вне политической жизни, но в 1867 году на землях маори были созданы четыре избирательных округа (позже их число увеличилось до 7), и народ получил представительство в парламенте.

    Мифологи маори

    Маори не поклонялись животным. Их боги имели в основном человеческий облик и соседствовали с героями — предками, родоначальниками племен. Маори помнят имена основателей, что согласно преданию, прибыли в Новую Зеландию (Ао Теа Роа) на семи лодках.

    Некоторые исследователи считают, что верховное божество Ио, создателя всего сущего, маори придумали до прихода европейцев. Однако, скорее всего, это позднее христианское наслоение, вызванное миссионерской деятельностью, а само имя произошло от Иеговы. Слишком явные параллели прослеживаются в описаниях (например с Ио связывают познание добра и зла).

    Гораздо больше на роль верховного божества подходит Тане. Он бог плодородия, бог лесов и птиц, но он же, согласно космогоническому мфу, создал женщин, отделив женское начало (Землю) от мужского (Небо), что стало актом творения. В современной интерпретации, однако, Тане занимает скромное место. Он является сыном Папа (Земля) и Рангу (Небо), хотя и разделил родителей в начале начал.

    Особое место в пантеоне маори занимает бог войны Туматауэнга. В космогоническом мифе он выступил против Тане, собираясь убить родителей, вместо того, чтобы разделять их. Что интересно, именно от бога войны Туматауэнга и произошли маори, согласно их представлениям.

    Концепция маны — магической субстанции — также отражает воинственную парадигму маори. Волшебная сила, которую можно накопить или потратить, её можно потерять в результате направленных действий врага. Она же дает возможность причинить вред другому человеку. Тапу (табу) — система защиты от вредного воздействия маны, а татуировки моко призваны, помимо прочего, контролировать магию.

    Часть 6. Маори (Новая Зеландия).

    Длинная и загадочная история происхождения коренного народа Маори прослеживается до 13-го века. В ней фигурирует мифическая земля Гаваики (Hawaiki), расположенная в Восточной Полинезии. Благодаря многовековой изоляции, Маори создали самостоятельное общество со своеобразным искусством, собственным языком и уникальной мифологией.

    “Мой язык – моё пробуждение, мой язык – это окно моей души”.

    Определяющими аспектами традиционной культуры Маори являются живопись, танцы, легенды, татуировки и общение. Хотя приход европейских колонистов в 18 веке оказал глубокое влияние на образ жизни Маори, многие аспекты традиционного общества сохранились вплоть до наших дней.

    Водопады Харуру (Haruru), Северный остров

    Как адепты многобожия Маори поклоняются различным богам, богиням и духам. Маори верят, что предки и сверхъестественные существа вездесущи и в состоянии помочь племени в случае необходимости. Мифы уходят корнями в далекое прошлое. Они повествуют о происхождении вселенной, богов и людей.

    Мифологией пронизаны природные явления, погода, звезды и Луна, рыбы в море, птицы в лесу и сами леса. Понимание развития вселенной выражено у Маори в генеалогической форме.

    Та Моко (Ta moko)

    Определяющие аспекты традиционной культуры Маори включают искусство, легенды, татуировки (Та Моко), сценические постановки (так называемые Kapa Haka), обычаи, гостеприимство и общение.

    Татуировка всегда была важной частью культуры Маори. Получение татуировки является важным шагом в процессе возмужания, поэтому существует множество обрядов и ритуалов, связанных с этим событием. Каждый член племени Маори играет особую роль и занимает особое место в социальном порядке.

    Роберт Дэвис

    Беспрерывно путешествуя, Маори проявили себя смелыми и находчивыми авантюристами и одними из величайших мореплавателей всех времен. Благодаря многовековой изоляции от остального мира, Маори создали уникальное общество с характерным искусством, оригинальным языком и своеобразной мифологией.

    Хука Фолс

    В то время, как приход европейцев оказал глубокое влияние на образ жизни Маори, многие аспекты традиционного общества сохранились и в 21 веке.

    Маори в полной мере участвуют во всех сферах культурной и общественной жизни Новой Зеландии, ведя, в основном, западный образ жизни и в то же время не утрачивая связи со своими многовековыми традициями.

    Традиционные родственные связи активно поддерживаются. В частности, неотъемлемой частью жизни Маори остаётся так называемая “расширенная семья” (Whanau). Хотя многие Маори мигрировали в более крупные сёла и города, они продолжают жить почти исключительно в удалённой сельской местности.

    Деревня Таупо (Taupo)

    Кай (Kai) – так на языке Маори называется еда. Диета Маори основана на птице и рыбе и дополняется приправами из дикорастущих трав и корней. В своих племенных садах Маори также выращивают корнеплоды и овощи – в том числе ямс, тыкву и кумару (сладкий картофель).

    Маори обычно готовят еду в подземных печах, называемых “ханги” (hangi). По сей день этот традиционный способ используется в особых случаях, позволяя создавать праздничные деликатесы, изготовленные из традиционных ингредиентов.

    Др. Пита Шарплс (Dr. Pita Sharples)

    Маори – коренные жители Новой Зеландии. Их история длинна и загадочна. На основании устных сказаний, археологических находок и генетического анализа мы можем приурочить появление Маори в Новой Зеландии к тринадцатому веку нашей эры.

    Происхождение Маори уверенно прослеживается до островов Восточной Полинезии. Их переселение в Новую Зеландию из мифической земли Гаваики произошло в процессе нескольких эпических вояжей на лодках “вака” (разновидность каноэ) в течение довольно длительного срока. Легенда гласит, что двенадцать больших каноэ перевезли 12 племён (iwi), составлявших народ Маори. Даже сегодня большинство представителей Маори помнят, потомками какого именно оригинального племени они являются.

    Завещание Танивха (Taniwha)

    К концу 19-го века последствия ранней колонизации, войн и эпидемий сократили численность Маори до 40000. В начале 20-го века численность Маори начала восстанавливаться. Культура Маори возродилась.
    В настоящее время в Новой Зеландии проживает около 650 тысяч Маори.

    Простые

    Ранние Маори были очень миролюбивы по сравнению с более поздними поколениями, воинственность которых выработалась в процессе стычек между племенами.

    Ранние поселенцы не называли себя Маори до прихода европейских колонистов в 18 веке. Им понадобилось собственное имя, чтобы отличать себя от вновьприбывших – и они назвали себя Маори (“простые”). В их религии боги делятся на простых (“маори”) и могущественных.

    Деревня Таупо, Северный остров

    Общество Маори особенно заметно на марае (marae). В прошлом марае являлось центральным местом встреч в традиционных деревнях. Там часто проводились такие мероприятия, как свадьбы, похороны и крупные собрания, с обязательным протоколом и соблюдением этикета. Такие события являются большим праздником, где можно блеснуть красочной национальной одеждой, ювелирными изделиями, замысловатыми татуировками, танцами и песнопениями – иными словами, показать традиции Маори во всей их красе.

    Война Хака (Haka)

    Воинственный танец Хака, созданный с целью устрашить противника, является одной из самых известных культурных традиций Маори. Этот танец сопровождается песней и телесной перкуссией: хлопаньем в ладоши, топаньем ногам и ударами по бёдрам. Сам танец включает в себя выразительные позы, символизирующие воинственность и агрессию.

    Пение Маори следует очень строгим правилам. Прервать пени на полуслове – значит навлечь бедствие или даже гибель на сообщество. Эти песнопения часто повествуют о
    семейных преданиях или подвигах предков.

    Конни Адам (Connie Adam)

    Место индивида в обществе часто обозначалось их одеянием и татуировками. Люди высокого социального статуса всегда покрывали себя татуировками, в то время как соплеменники, не имеющие татуировок, считались людьми никчемными.

    Много веков назад прародители маори приплыли на семи каноэ-ваках в земли Аотеароа из далекой Гаваики. Где именно находится эта мифическая Гаваика точно не известно, ученые называют более десятка версий – от Гавайев и Таити до Явы и Тайваня. Название ваки дало имя и новообразовавшимся племенам, которые заселили необитаемые земли Новой Зеландии – арава, мататуа, аотева, таинуио, курахаупо, такитуму и токомару. Когда усталые путники подплывали к острову, он был окутан белой дымкой от извергающихся вулканов, поэтому новые хозяева и назвали его «Страной длинного белого облака».

    Маори считаются одними из самых воинственные и кровожадных племен, хотя само название новозеландских аборигенов переводится как «нормальные», «обычные». На самом деле так представители племени отличали себя от богов, а к белому человеку эти полинезийцы до нашего времени испытывают чувство неприязни. От одних только ритмов боевого танца «хака» у обычных туристов уже идут мурашки по коже. Но любопытство побеждает все страхи, поэтому джайлоо-туризм в деревни маори сегодня считается одним из самых популярных направлений.

    Племена маори живут небольшими деревнями «па», которые обнесены высокой оградой и глубоким рвом. Традиционная семья живет в доме-фаре, построенном из бревен и покрытым соломой. Пол в таких домах всегда ниже земли, чтобы было теплее. Центром деревни считаются «марае», так называемый Дом Собраний. Сами маорийцы считают это здание живым существом, хранителем их культуры и традиций. Это самый богатый дом деревни, украшенный традиционной резьбой, здесь хоронят вождей, проводят магические ритуалы, совершают жертвоприношения, празднуют торжества и решают проблемы племени.

    Маори почитают полинезийских богов Тангароа, Тане, Ту, Ронго и именно им часто посвящают мужские ритуальные танцы «хака» и женские «пои». Воплощение таких божеств можно также увидеть на маорийских масках, статуэтках и барельефах. Резьба этого народа довольно сложная и основана на спиралевидных узорах и завитках, которые несут в себе зашифрованную информацию. Разгадать ее могут только те, кто близко знаком с этнической символикой маорийцев.

    Настоящим искусством также является маорийская татуировка мокко. Если в современном мире тату используют для украшения тела, то для маори она является чем-то на подобии удостоверения личности. Мокко на теле аборигенов может рассказать всю его родословную и даже несет тайное послание остальному миру. Эти татуировки раскрывают не только прошлое маори, но и определяют их будущее.

    Еще несколько фото маори.