Войти
Спортивный клуб - Skrodina
  • Фурсенко зенит. Явись, замри, воскресни. Чем знаменит Сергей Фурсенко. Консультировался с личным психологом
  • Разведение и дозирование пептидов простым языком Того что ghrp 6 позволяет
  • Великий Брок Леснар – боец, борец и футболист Брок Леснар: развитие карьеры в смешанных единоборствах
  • Логопедические занятия с заикающимися
  • Фокусы с узлами Фокусы с веревкой и их секреты
  • Что худеет в первую очередь у женщин При похудении что худеет в первую очередь
  • Врачебный контроль при занятиях спортом. Организация врачебного контроля за занимающимися физической культурой и спортом

    Врачебный контроль при занятиях спортом. Организация врачебного контроля за занимающимися физической культурой и спортом

    Врачебный контроль ВК в физическом воспитании это раздел медицины направленный на изучение: состояния здоровья физического развития функциональной подготовленности занимающихся физкультурой и спортом влияния на них этих занятий. Задачи ВК: осуществление регулярного врачебного наблюдения за здоровьем занимающихся физкультурой и спортом содействие правильному проведению занятий ф. и спортом с лицами разного возраста и пола различных профессий и с различным состоянием здоровья;...


    Поделитесь работой в социальных сетях

    Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


    PAGE 11

    КРАСНОДАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

    КУЛЬТУРЫ И И С КУССТВ

    Кафедра ФК и БЖ

    Утверждена на заседании к а федры

    протокол №___от «__»____2014 г.

    Зав.кафедрой____доцент Чуйко Ю.И.

    ЛЕКЦИЯ №4

    для студентов КГУКИ на тему:

    «ВРАЧЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ И САМОКОНТРОЛЬ ПРИ ЗАНЯТИЯХ

    ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТ У РОЙ В ВУЗЕ»

    2 часа

    Лекцию разработал:

    Доцент Чуйко Ю.И.

    Краснодар – 2014

    ВРАЧЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ И САМОКОНТРОЛЬ ПРИ ЗАНЯТИЯХ

    ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ВУЗЕ

    ПЛАН

    1. Содержание и формы врачебного контроля.
    2. Самоконтроль студентов, занимающихся физическими у п ражнениями.
    3. Дневник самоконтроля. Пробы самоконтроля.

    4. Профилактика травматизма при занятиях физическими у п ражнениями.

    Литература:

    1. Физическая культура студента: Учебник/ Под ред. В.И.Ильинича. М.: Гардарики, 2001. – С.352-379.
    2. Медицинский справочник тренера. Изд. 2-е, доп. и перераб./ Сост. В.А.Геселевич. – М.: Физкультура и спорт, 1981.- С.85-147.
    3. Синяков А.Ф. Самоконтроль физкультурника. – М.: Фи з культура и спорт, 1987. – 96 с.
    4. Теория и методика физического воспитания: Учеб. для студентов фак. физ. культуры пед. ин-тов/ Под ред. Б.А.Ашмарина.- М.: Просвещение, 1990.- 287с.

    1. СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ ВРАЧЕБНОГО КОНТРОЛЯ

    Врачебный контроль (ВК) в физическом воспитании это ра з дел медицины, направленный на изучение:

    Состояния здоровья,

    Физического развития,

    Функциональной подготовленности зан и мающихся физкультурой и спортом,

    Влияния на них этих зан я тий.

    Цель ВК - содействие развитию физической культуры и спо р та.

    Задачи ВК:

    1. осуществление регулярного врачебного наблюдения за зд о ровьем занимающихся физкультурой и спортом, содействие правильному проведению занятий ф.к. и спортом с лицами разного возраста и пола, различных профессий и с различным состоянием здоровья;
    2. определение состояния здоровья, физического развития с п о следующими рекомендациями об оптимизации применяемых средств и методов физического воспитания и спортивной тр е нировки;
    3. определение наиболее рациональных гигиенических усл о вий физического воспитания и проведение мер на устранение факторов, оказывающих неблагоприятное воздействие на ч е ловека в процессе занятий физическими упра ж нениями;
    4. обоснование средств и методов физического воспитания, ра з работка более совершенных методов врачебных набл ю дений за физкультурниками и спортсменами, гигиенических исследов а ний, диагностики, лечения и предупреждения предпатологич е ских состояний и травм.

    Все физкультурники и спортсмены, занимающиеся в спо р тивных секциях, а также студенты вузов, учащиеся школ и ко л леджей должны проходить регулярные врачебные обслед о вания.

    Ответственность за проведение таких обследований возлож е на на руководителей спортивных организаций, директоров школ, рект о ров вузов, преподавателей, тренеров.

    Врачебное обследование физкультурников состоит из сл е дующих разделов :

    • анамнез;
    • оценка физического развития;
    • оценка состояния нервной системы;
    • оценка состояния сердечно-сосудистой системы;
    • оценка состояния системы дыхания;
    • оценка состояния систем пищеварения, выделения и эндокри н ной;
    • лабораторные исследования.

    Завершается оно составлением врачебного заключения.

    Анамнез (греч. anamnesis – воспоминание)– расспрос зан и мающихся для получения следующих сведений: анкетные данные, п е ренесенные заболевания и травмы, жилищно-бытовые условия, режим питания, вредные привычки, регулярность занятий фи з культурой и спортом, наличие спортивных разр я дов…

    Оценка физического развития проводится по описательным пр и знакам и антропометрическим измерениям.

    Описательные: телосложение (астеническое, нормостенич е ское, гиперстеническое); состояние скелета; развитие мускулат у ры; осанка; форма грудной клетки (коническая, цилиндрическая, уплощенная); форма спины (нормальная, круглая, плоская, седл о образная); форма позвоночника, ног (нормальная, О-образная, Х-образная) и стоп (полая, нормальная, уплощенная, плоская); жир о отложение.

    Антропометрические: рост (стоя, сидя); вес тела; окружность гру д ной клетки (в спокойном состоянии, при максимальном вдохе и выдохе при вычислении экскурсии грудной клетки); ЖЁЛ; о к ружность плеча, бедра, голени; силы мышц кисти и спины.

    Индивидуальные отклонения антропометрических признаков от сре д них стандартов физического развития можно наглядно представить в виде антропометрического профиля .

    Оценка состояния нервной системы проводится по схеме принятой в клинике нервных болезней с некоторыми дополнени я ми и включает в себя: расспрос; определение типологических ос о бенн о стей высшей нервной деятельности; исследование состояния ч е репно-мозговых нервов; двигательной и чувствительной сферы; вегетативного отдела нервной сист е мы; анализаторов нервно-мышечной системы и биотоков коры больших полушарий головн о го мозга.

    Оценка состояния сердечно-сосудистой системы (ССС) один из важнейших показателей функционального состояний человеч е ского организма. Исследование ССС включает: расспрос (перен е сенные заболев а ния, жалобы); наружный осмотр (окраска кожных покровов, форму грудной клетки); пальпацию (расположение и х а рактер верх у шечного толчка); перкуссию (выстукивание границ сердца); рег и страция ЧСС; аускультацию (прослушивание тонов и шумов сердца); определение АД; инструментальные методы (эле к тро- и фонокардиография, реография, УЗИ и др.) функционал ь ные пр о бы.

    Функциональные пробы делят на три группы:

    Одномоментные (однократная физ.нагрузка – приседания, прыжки, бег и др.);

    • трехмоментные и комбинированные (20 приседаний, 15 с е кунд;
    • бег на месте в макс. темпе, 3 минуты - бег на месте в темпе 180 ш а гов в минуту).

    Реакция на физическую нагрузку бывает благоприятной (нормотонический тип реакции) и неблагоприятной (гипертонич е ский, дистонич е ский и астенический тип реакции).

    Пробы для оценки физической работоспособности основаны на количественной информации об изменениях вегетативных функции (ЧСС, ЧД, АД) в момент выполнения мышечной работы.

    Для точного дозирования мощности работы используются в е лоэргометр, тредбан (бегущая дорожка) или восхождение на ст у пеньку.

    В 1947 году Съестранд предложил определять физическую работ о способность по той величине мощности мышечной работы, при которой ЧСС достигает 170 уд./мин. Эта величина ЧСС в ы брана на том основании, что она характеризует начало оптимал ь ной зоны функциониров а ния кардиореспираторной системы.

    Тест PWC170 - физическая работоспособность при пульсе 170 ударов в минуту. Величина PWC170 соответствует такой мощности физической н а грузки, которая прив о дит к повышению ЧСС до 170 уд/мин.

    Тест PWC170 заключается в выполнении двух нагрузок, соответствующей мощности и расчета величины PWC170 исходя из значений пульса после к а ждой нагрузки. Расчет величины физической работоспособности проводится по следующей формуле:

    где PWC170 – физическая работоспособность при частоте сердечных сокращений 170 ударов в минуту; N1 и N2 – соответственно мощности первой и второй нагрузок; f1 и f2 – частота сердечных сокращ е ний в конце первой и второй нагрузки.

    В 1958 году Всемирная организация здравоохранения рек о менд о вала пробу Съестранда для широкого использования.

    Для оценки физ. работоспособности также широко использ у ется 12-минутный тест в беге и плав а нии (по К.Куперу)

    Оценка состояния системы дыхания проводится путем: ра с спр о са; наружного осмотра; пальпации; перкуссии (выстукивание) и аускультации (выслушивание); проведением проб с задержкой дыхания. Функциональное состояние внешнего дыхания характ е ризуют: ЖЁЛ, максимальная вентиляция легких, состояние бро н хиальной пров о димости.

    Оценка состояния системы пищеварения осуществляется п у тем расспроса, осмотра ротовой полости, пальпации области ж е лудка и кишечн и ка, перкуссии печени.

    Оценка состояния системы выделения – расспрос, осмотр на н а личие отеков, пальпация почек, анализ мочи.

    Лабораторные исследования применяются для оценки сдв и гов в организме непосредственно после физической нагрузки. Проводится анализ крови (гемоглобин, лейкоциты, эритроциты, РОЭ, КЩР, соотношение K и Na ), мочи (цвет, прозрачность, белок, с а хар, лейкоциты, эритроциты и др.), иногда – желудочного сока.

    2. САМОКОНТРОЛЬ СТУДЕНТОВ ЗАНИМАЮЩИХСЯ

    ФИЗИЧ Е СКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ

    ВК не будет достаточно эффективным, если его не дополнить с а моконтролем.

    САМОКОНТРОЛЬ – это самостоятельные регулярные набл ю дения занимающегося физическими упражнениями с помощью доступных методов за состоянием своего здоровья, физическим развит и ем и влиянием на организм этих занятий.

    Кроме того, он имеет большое воспитательное и образов а тельное значение, является показателем сознательного отношения студентов к занятиям физической культурой.

    Задачи самоконтроля:

    1. научить внимательно относиться к собственному здор о вью, к гигиене физических упражнений;
    2. привить навыки личной и общественной гигиены;
    3. обучить простейшим методам самонаблюдения при занятиях физическими упражнениями;
    4. научить регистрировать, анализировать и оценивать получа е мые данные и использовать их для определения степени физ и ческого развития, тренированности, состояния здоровья;
    5. установить тесную связь между студентами, преподавателем фи з культуры и врачом;
    6. уточнить и дополнить данные ВК.

    При самоконтроле используют следующие антропометрич е ские показатели: рост, вес, окружность грудной клетки и талии. Кроме того, измеряют ЖЁЛ, ЧД, ЧСС и кистевую дин а мометрию.

    Данные самоконтроля позволяют определить степень физич е ского развития студента, выявить возможное отставание в его физич е ском развитии или дефектов в телосложении, наблюдать изменения физических качеств под влиянием занятий физич е скими у п ражнениями.

    Измерения желательно проводить систематически, через о п ред е ленные промежутки времени. Это позволит видеть динамику физического развития.

    Показателями позитивного влияния на развитие студента занятий ф и зическими упражнениями по данным самоконтроля можно считать:

    1. бодрое настроение и отличное самочувствие;
    2. крепкий сон;
    3. быстрое восстановление и меньшая усталость при одной и той же физ и ческой нагрузке;
    4. повышение физической и умственной работоспособности;
    5. улучшение аппетита;
    6. желание тренироваться и соревноваться;
    7. повышение уровня физических качеств;
    8. увеличение ЖЁЛ;
    9. повышение мышечной массы тела;
    10. урежение пульса в покое;
    11. более быстрое восстановление ЧСС после стандартной нагру з ки;
    12. улучшение спортивных результатов.

    3. ДНЕВНИК САМОКОНТРОЛЯ, ПРОБЫ САМОКОНТРОЛЯ

    Результаты самоконтроля записываются в специальную те т радь – дневник самоконтроля .

    Дневник самоконтроля это мониторинг, позволяющий анал и зировать и обобщать результаты тестирования и проведенных проб, в нем регистрируют:

    • субъективные (самочувствие – хорошее, удовлетворительное, неудовлетворительное; настроение – жизнерадостное, споко й ное, подавленное; сон – продолжительность, глубина, его н а рушения; аппетит – хороший, удовлетворительный, пониже н ный, плохой; болевые ощущения – в мышцах, головные, в б о ку, в области сердца; желание тренироваться – с удовольств и ем, безразлично, без желания, апатия, отвращение к трен и ровке; умственная и физическая работоспособность - пов ы шенная, средняя, пониженная; положительные и отрицател ь ные эмоции);
    • объективные, они отличаются возможностью их количестве н ного измерения (ЧСС, АД, ЧД, ЖЁЛ, вес, толщина подкожного жира, мышечная сила, гибкость (наклон), быстрота (теппинг-тест), спортивный результат, тренировочные нагрузки).

    Форма дневника может быть различной, например:

    • оценивают объективные показатели по 5-баллной системе или описательно (сон – хороший, 8 часов; аппетит – удовлетвор и тельный; самочувствие – небольшая уст а лость).
    • объективные показатели в соответственных единицах измер е ния (ЧСС – уд/мин.; АД – мм.рт.ст.; вес – кг и т. д.).

    Пробы для самоконтроля должны быть просты, доступны, объе к тивны и не требовать больших физических напряжений. К таким можно отнести следующие:

    1. Индекс Рюффье (Руфье). После 5-минутного отдыха в пол о жении «сидя» у занимающегося измеряется пульс (Р1), затем и с следуемый выполняет 30 (для мужчин) и 24 (для женщин) ритми ч ных приседаний за 30 секунд, после чего сразу же в положении «стоя» измеряют пульс (Р2). Затем занимающийся отдыхает, сидя в теч е ние минуты, и вновь подсчитывается пульс (РЗ). Все подсчеты пульса проводятся в 15-секундные интервалы.
      Величина индекса
      Рюффье высчитывается по формуле:

      I = (P 1 + Р 2 + Р 3 ) — 200 / 10

    Индекс оценивается: <0 — отлично, 1—5 — хорошо, 6—10 — удо в летворительно, 11—15 слабо, >15 — неудовлетв о рительно.

    1. Ортостатическая проба . Методика проведения: 5 минут -отдых лежа на спине (ЧСС в конце отдыха). Затем встать, стоять одну минуту, затем посчитать ЧСС. По разнице вел и чин ЧСС судят о реакции ССС.

    0-12 уд/мин – отлично,

    1. - хорошо,
      1. - удовлетворительно,

    26 и более - плохо.

    3. Клиностатическая проба . Переход из положения стоя в пол о жение лежа, что у подготовленных спортсменов вызывает сниж е ние ЧСС на 4-6 уд/мин.

    4. Проба Штанге (русский врач, 1913г.): Вдох, выдох и вдох, з а держать дыхание. Регистрируется время задержки дыхания.

    1. Проба Генча (венгерский врач, 1926г.): Вдох, выдох, заде р жать дыхание. Фиксируется время задержки дыхания.

    6. Проба Кверга . Состоит из 4 упражнений, выполняется 5 минут без перерыва: - 30 приседаний за 30 секунд,

    Бег на месте 30 сек. с макс. скор.,

    Бег на месте 3 минуты (150 шаг/мин),

    Прыжки со скакалкой – 1 минута.

    Сразу подсчитывается ЧСС за 30 сек (Р1), повторно через 2 мин у ты (Р2) и через 4 минуты (Р3). Рассчитывать по форм у ле:

    ИК (Индекс Кверга) = 15000/Р1+Р2+Р3

    ИК более 105 – отлично,

    ИК = 99-104 - хорошо,

    ИК = 93-98 - удовлетворительно,

    ИК менее 92 - неудовлетворительно.

    Сравнение величин индексов перечисленных проб и ряда п о казателей самоконтроля не дает полной, объективной картины, поэт о му целесообразно проводить сравнение получаемых данных на протяжении продолжительного времени.

    Для наглядности вычерчивается график, на горизонтальной оси которого откладывается время, на вертикальной – каждый из показателей. Линии, соединяющие точки показателей, дадут кр и вую самоконтроля . На этот график можно также наложить да н ные врачебного контроля, тренировочных н а грузок, спортивных результатов, что позволит наглядно судить о динамике всех пок а зателей.

    4.ПРОФИЛАКТИКА ТРАВМАТИЗМА ПРИ ЗАНЯТИЯХ

    ФИЗИЧЕСКИМИ У П РАЖНЕНИЯМИ

    Травмы при занятиях физической культурой и спортом нео б ходимо рассматривать как чрезвычайное происшествие. Их ан а лиз показал, что причина травматизма заключается в неудовл е творительной профилактике или ее полном отсутс т вии.

    Специалистами установлены следующие причины возникн о вения травматизма и даны рекомендации по их предупрежд е нию:

    1. Hеудовлетворительное состояние мест занятий и одежды занимающихся

    Профилактика:

    • обеспечение соответствия спорт.сооружений гос. станда р там,
    • соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил содерж а ния спорт.сооружений и оборудования,
    • устранение неровностей на спорт.площадках, в зале пол должен быть ровным, без щелей,
    • ограждение в спорт.зале всех выступающих предметов,
    • правильно расположенное и достаточное по интенсивности о с вещение мест занятий,
    • содержание в исправности спортивного оборудования и инве н таря,
    • правильная установка гимнастических снарядов,
    • соответствие одежды и обуви занимающихся виду спорта и п о годе,
    • одежда и обувь должны быть в исправности и не иметь нару ж ных крючков, пряжек и др.металлических и твердых пластма с совых предметов.
    1. Нарушение методики проведения занятий

    Профилактика:

    • соблюдение принципа постепенности,
    • соблюдение принципа индивидуализации с учетом физич е ской, технической подготовленности и данных медицинского закл ю чения,
    • проведение перед выполнением двигательных заданий аде к ватной разминки,
    • одностороннее продвижение учащихся на спорт.площадках и в залах во избежания столкновений,
    • отказ от одновременного проведения занятий по различным видам спорта (особенно связанным с быстрым передвижением) на одной площа д ке, в одном спорт.зале,
    • соблюдение правил планирования программного учебного мат е риала.
    1. Нарушение требований врачебного контроля

    Профилактика:

    • предварительный мед.осмотр всех студентов и регулярные н а блюдения за состоянием их здоровья,
    • выполнение (студентами, преподавателями, врачами) требов а ний медицинского контроля,
    • не допущение к занятиям и соревнованиям студентов в боле з ненном состоянии, в состоянии переутомления, перенапряж е ния, перетренировки,
    • соблюдение правил личной и общественной гигиены,
    • контроль мед.работниками вуза за условиями проведения зан я тий по физкультуре.

    4. Неправильное поведение студентов при занятиях физич е скими упражнениями

    Профилактика:

    • систематическая воспитательная и разъяснительная раб о та,
    • строгое соблюдение дисциплины,
    • борьба с грубостью и некорректным поведением,
    • пересечение запрещенных действий и приемов,
    • повышение качества (объективности) судейства.

    Каждая травма или несчастный случай должны быть тщ а тельно проанализированы для выяснения причины случившег о ся и последующего принятия адекватных профилактических мер.

    Приложение

    Профилактика травматизма на занятиях

    по физической культуре

    Преподаватель физкультуры, несет прямую ответственность за жизнь и здоровье студентов;

    медицинский персонал отвечает за проведение лечебнопрофилактических мероприятий в установленном порядке, осуществляет с а нитарный надзор за местами и условиями проведения физического воспит а ния;

    запрещается проводить занятия с применением неисправного оборудов а ния или инвентаря, без спортивной одежды и обуви;

    перед началом занятий необходимо систематически осматривать места их проведения, спортинвентарь и оборудов а ние;

    в процессе занятий оказывать студентам помощь и стр а ховку;

    после окончания занятий вновь осмотреть место проведения, в ы ключить энергоисточники, устранить выявленные н е исправности;

    опасные места (снаряды, выступы, батареи и пр.) очертить тонкой ора н жевой линией, сигнализирующей об опасн о сти;

    в спортивном зале на видном месте должен быть вывешен
    план эвакуации занимающихся (на случай стихийного бедствия), двери должны открываться в сторону выхода;

    зал и прилегающие к нему помещения должны быть оборудованы прот и вопожарным инвентарем.

    Основные гигиенические требования к местам занятий

    физической культурой

    Температура воздуха в спортивном зале должна быть не ниже + 14°С, возд у хообмен — не менее 80 м 3 воздуха в час на одного человека;

    количество студентов в спортзале устанавливается из расчета не менее 4 м 2 на одного человека без учета «зон безопасности» (подсчет ведется так: напр и мер, размеры зала 10x20 м; с учетом «зон без о пасности» его полезная площадь 18x8=144 м 2 ; разделим 144 на 4, получим 36, таким образом, в зале может одновременно заниматься 36 студе н тов);

    освещенность спортивного зала на уровне пола должна составлять не менее 200 лк;

    световой коэффициент (отношение площади окон к площади пола) при ест е ственном освещении должен составлять 1/4—1/6;

    стены должны быть ровными, гладкими, окрашенными в светлые тона на всю высоту панелей (до 3 м), легко моющимися, краска должна быть усто й чивой к ударам мяча, не осыпаться и не пачкаться при к а сании стен;

    полы должны быть гладкими, ровными, иметь не скользкую поверхность, окрашенную эмульсионной или силикатной краской, после каждого занятия должна проводиться влажная уборка пола;

    приборы отопления и другие выступающие части должны быть закрыты сетками или щитами;

    потолок зала должен быть устойчивым к ударам мяча;

    раздевалки должны иметь 0,4—0,5 м 2 площади на одного ч е ловека.

    Требования к открытым спортсооружениям и занятиям на воздухе

    открытые спортивные площадки должны располагаться не ближе 15 м от учебного здания; площадки, предназначенные для игры в футбол, баскетбол и другие подобные игры, — не ближе 25 м;

    Зона для занятий физической культурой должна иметь либо ограждение по периметру высотой 0,5—0,8 м, либо кустарник вместо огр а ждений;

    Беговые дорожки должны быть специально оборудованы, иметь ровную поверхность;

    Прыжковые ямы должны быть заполнены песком на глубину 50см.

    Требования к спортивному инвентарю и оборудованию:

    • инвентарь должен быть чистым и исправным;
    • мячи всегда должны иметь оптимальную упругость в соответствии с пр а вилами игры;
    • вес и размер снарядов (мячей, флагов, самодельного инвентаря) должны соответствовать физической подготовле н ности студентов;
    • инвентарь должен храниться на специальных стеллажах и полках, места хранения нужно разметить.

    Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

    5070. Оздоровительное направление при преподавании физической культуры в вузе 22.63 KB
    С поступлением в институт, со сменой вида деятельности учащихся возникает еще больше трудностей. В процессе учебных занятий у студентов происходит ухудшение работоспособности, снижается уровень внимания и памяти.
    19528. Анализ оценки управления организационной культурой в компании ТОО «Sun Cinema» 251.23 KB
    Выбранная тема рассматривает управление организационной культурой от состояния которой зависит эффективность деятельности организации. Эффективность требует чтобы культура организации ее стратегия а так же окружение и технологии были в соответствующем состоянии. Стратегия организации изучает требования рынка и окружение вокруг него предполагает культуру основывающуюся на индивидуальной инициативе риске высокой интеграции нормальном восприятии конфликтов и широком горизонтальном общении. Стратегия более успешна в том случае когда...
    15146. Особенности внутриличностного конфликта студентов обучающихся в вузе 22.11 KB
    Как личность человек характеризуется уровнем развития его сознания соотнесенностью его сознания с общественным сознанием которое в свою очередь определяется уровнем развития данного общества. Понять личность - это значит понять какие жизненные задачи и каким способом она решает какими исходными принципами решения этих задач она вооружена другими словами разрешить ее внутриличностный конфликт. Данная тема особенно актуальна потому как категория внутриличностных конфликтов объединяет психологические конфликты состоящие в столкновении...
    19915. Анализ управления организационной культурой в системе управления персоналом в ТОО »GLOBAL TRANS LOGISTICS» 105.63 KB
    Сущность и механизм формирования организационной культуры в организации. Система взаимодействия и взаимосвязи управления и организационной культуры организации. Зарубежный опыт влияния организационной культуры на деятельность организации Методика совершенствования организационной культуры организации...
    13271. Совершенствование фонетических навыков на основе использования стихотворений в вузе 48.85 KB
    Рассмотреть лингвопсихологическую характеристику фонетических навыков. Дать характеристику стихотворений. Представить психологическую характеристику студентов. Рассмотреть методические особенности совершенствования фонетических навыков на основе стихотворений на уроках немецкого языка. 5. Представить критерии оценивания учащихся.
    13096. Формирование двигательных навыков у женщин на занятиях фитнесом 90.49 KB
    Проанализировать теоретические основы формирования двигательных навыков. Охарактеризовать фитнес как часть современной физической культуры общества. Выявить специфические особенности формирования двигательных навыков у женщин на занятиях фитнесом...
    16774. Предсказание успеваемости в вузе на основе результатов ЕГЭ на примере факультета экономики ГУ-ВШЭ 67.56 KB
    Роль ЕГЭ в процедуре приема в вузы С 2009 года ЕГЭ стал единой формой итоговой аттестации всех выпускников школ и приема абитуриентов в вузы. Выбор набора предметов и их весов должен опираться на статистический анализ связей между результатами ЕГЭ и показателями успеваемости в вузе. В отличие от российского ЕГЭ ST имеет более чем столетнюю историю.
    5703. Методические рекомендации по применению учебных тренажеров на занятиях по технологии 28.81 KB
    Методические рекомендации по применению учебных тренажеров на занятиях по технологии. Тренажеры на занятиях по технологии. Изучение Технологии в российской общеобразовательной школе направлено на освоение технологических знаний и технологической культуры учащихся общих принципов преобразующей деятельности овладение ими общетрудовыми и специальными умениями определение своих жизненных и профессиональных планов и путей их...
    11469. Методика изучения школьников художественной лепке на кружковых занятиях 5 MB
    Базовое содержание учебного предмета Технология для девочек городских и сельских школ 58 включает несколько разделов. Актуальной остается проблема выбора тематики и способов работы для кружковых занятий по технологии в средних классах. Первым делом для плоской резьбы надо подбирать подходящие рисунки; хотя количество мотивов может быть большое нельзя выбирать особо...
    16293. Образовательная услуга в вузе и ее финансовое обеспечение в условиях реформирования бюджетной сферы 18.96 KB
    Одной из ключевых проблем реформирования финансовых отношений в сфере образования является расчет величины норматива финансового обеспечения деятельности бюджетных образовательных учреждений на оказание образовательной услуги. До настоящего времени проблемным и как следствие дискуссионным является также вопрос о том какие расходы следует включать в норматив финансового обеспечения деятельности образовательного учреждения по оказанию образовательной услуги. Центром бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета был...

    Включает комплексную программу медицинского наблюдения за лицами, занимающимися физкультурой и спортом, с целью способствовать наиболее эффективному применению средств физического воспитания для укрепления здоровья, совершенствования физического развития и физической подготовки, а также достижению высоких спортивных результатов.

    Врачебный контроль осуществляется врачебно-физкультурными диспансерами, а также кабинетами врачебного контроля в поликлиниках, медсанчастях предприятий и организаций, вузах и других учебных заведениях, при добровольных спортивных обществах, на стадионах и других спортивных сооружениях.

    Врачебный контроль включает:

    • 1) врачебное освидетельствование:
    • 2) врачебно-педагогические наблюдения;
    • 3) врачебно-спортивную консультацию;
    • 4) санитарно-гигиенический надзор за местами и условиями проведения занятий физкультурой и спортом, а также соревнований;
    • 5) гигиеническое воспитание физкультурников и спортсменов;
    • 6) медико-санитарное обеспечение спортивных соревнований и массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий.

    Врачебное освидетельствование предусматривает обследование лиц, занимающихся физкультурой и спортом, а также приступающих к занятиям впервые.

    Обследование проводят врачи - специалисты по В. к.

    Периодичность обследования - не реже 1 раза в год. При этом обследование учащихся и студентов приурочивают к началу учебного года. При врачебном освидетельствовании физкультурников и спортсменов используют методы клинического обследования и функциональной диагностики, а также специальные приемы и пробы, разработанные в спортивной медицине.

    Обследование по краткой методике включает: сбор анамнестических данных, физикальное обследование, измерения роста, окружности грудной клетки, определение массы тела, жизненной емкости легких, мышечной силы, клинические анализы крови и мочи, функциональные пробы с физической нагрузкой. При обследовании лиц среднего и пожилого возраста, в частности перед зачислением в группы общей физической подготовки, дополнительно проводят электрокардиографическое исследование, биохимический анализ крови.

    На основании данных врачебного освидетельствования обследуемых, занимающихся по программе физического воспитания, распределяют на три медицинские группы: основную, подготовительную и специальную.

    В основную медицинскую группу зачисляют лиц, не имеющих отклонений в состоянии здоровья, с достаточной физической подготовкой.

    В подготовительную медицинскую группу включают лиц, имеющих незначительные отклонения в состоянии здоровья и недостаточную физическую подготовку.

    В специальную медицинскую группу входят лица с существенными отклонениями в состоянии здоровья или очень низким уровнем физической подготовки.

    Врачебно-педагогические наблюдения, проводимые спортивным врачом совместно с тренером или преподавателем непосредственно в процессе тренировки и соревнований являются важным звеном В. к. Врачебно-педагогические наблюдения позволяют изучить специфическое воздействие тренировки на состояние здоровья и физическую подготовку спортсмена, проследить динамику физической подготовленности, адаптационных изменений организма в процессе регулярных занятий спортом, определить степень тренированности.

    Врачебно-спортивную консультацию по вопросам, связанным с занятиями физкультурой и спортом, проводит врач - специалист по В. к. Начинающим врачебно-спортивная консультация помогает сделать правильный выбор физических упражнений или вида спорта.

    Санитарно-гигиенический надзор за местами и условиями проведения занятий физкультурой и спортом, а также соревнований включает предупредительный надзор при проектировании и строительстве спортивных сооружений или выделении специальных помещений для занятий, а также текущий надзор за выполнением установленных санитарных правил содержания мест занятий.

    Предупредительный надзор проводят представитель районной СЭС совместно с врачом врачебно-физкультурного диспансера. Текущий надзор осуществляет врач соответствующей спортивной организации.

    Гигиеническое воспитание направлено на пропаганду здорового образа жизни. Врач поликлиники или амбулатории в своей профессиональной деятельности способствует развитию физической культуры, разъясняя населению роль рационального режима дня, включающего регулярные занятия физкультурой и спортом, а также элементы закаливания.

    Медико-санитарное обеспечение спортивных соревнований и массовых форм оздоровительно-физкультурной работы организуют врачебно-физкультурные диспансеры или территориальные учреждения здравоохранения. Оно включает: проверку медицинской документации о допуске к участию в соревнованиях; оказание первой помощи при травмах или заболеваниях и при необходимости госпитализацию пострадавших; проверку санитарно-гигиенического состояния места и соблюдения санитарно-гигиенических нормативов и правил проведения соревнований

    Региональный учебно-методический центр физической культуры, спорта и начальной военной подготовки

    Доклад

    Тема: « Врачебный контроль при занятиях физической культурой »

    Подготовила:

    Машенцева Т.И.

    Петропавловск 2014

    Врачебный контроль при занятиях физической культурой

    Проблема сохранения и укрепления здоровья в Республике Казахстан является одной из первостепенных. Здоровый образ жизни постепенно становится нормой в нашей стране. В ежегодных обращениях к народу Казахстана Президент страны Н.А.Назарбаев уделяет достойное внимание развитию физической культуры среди широких слоев населения, формированию здоровой нации.

    Организм здорового человека имеет высокую сопротивляемость к воздействию разнообразных факторов внешней среды, в том числе и к болезнетворным микроорганизмам. Кроме того, органы нашего тела имеют большой запас прочности - огромный функциональный резерв, который организм использует в различных трудных ситуациях для защиты от повреждений и поддержания нормальных условий жизнедеятельности, т.е. для сохранения здоровья. Отклонения от нормы здоровья происходят в том случае, когда естественные защитно-приспособительные реакции организма недостаточно активны и поэтому его устойчивость к любым повреждающим влияниям снижена.

    Дефицит двигательной активности (гипокинезия), поразивший наше общество, в том числе и молодежь, является причиной снижения сопротивляемости организма, а следовательно и общего уровня здоровья студентов всех курсов и особенно - старших.

    Снижение физической активности ухудшает кровоснабжение тканей, доставку к ним кислорода, в результате возникает кислородное голодание головного мозга, сердца и других органов. Атрофия мышц приводит к увеличению количество жировой ткани, нарушению обменных процессов, изменению состояния нервной системы, что способствует быстрой утомляемости и эмоциональной неустойчивости.

    Физическая нагрузка вызывает резкое учащение сердечных сокращений, одышку, появляются боли в области.

    Таким образом, в результате снижения двигательной активности возникает не только слабость и дряблость мышц, ухудшаются физиологические процессы в организме, что приводит к ухудшению здоровья, работоспособности, раннему физиологическому старению.

    Профилактика гиподинамии в повседневной жизни достигается полноценной физической активностью, систематическими занятиями физическими упражнениями.

    Главным принципом физического воспитания является его оздоровительная направленность, что обеспечивается всем содержанием и организацией работы по физическому воспитанию, в частности обязательностью врачебного контроля.

    Врачебный контроль – это система медицинских исследований, проводимых совместно врачом и преподавателем, для определения воздействия нагрузок на организм занимающегося. Основной формой врачебного контроля является врачебные обследования.

    Эффективность занятий физическими упражнениями, физическое развитие занимающихся, во время врачебного контроля определяется с помощью наружного осмотра, антропометрии и исследования функционального состояния занимающихся физической культурой.

    Наружный осмотр дает возможность оценить форму грудной клетки, спины, ног, живота, характеризующие в целом телосложение человека.

    Форма грудной клетки может быть цилиндрической, что чаще всего наблюдается у лиц систематически занимающихся физкультурой и конической или уплощенной у не занимающихся, ведущих малоподвижный образ жизни. Уплощение грудной клетки способствует уменьшению жизненной емкости легких, снижению дыхательной функции организма

    Форма спины может быть нормальной, круглой, плоской, кругловогнутой, в зависимости от степени выраженности естественных изгибов позвоночника

    Позвоночный столб имеет 4 изгиба: 2- обращенных выпуклостью вперед (шейный и поясничный лордозы) и 2 - обращенных выпуклостью назад (грудной и крестцовый кифозы). Все эти естественные изгибы сформировываются к 6-7 годам и закрепляются к 18-20 годам.

    Боковые искривления позвоночного столба влево или вправо от вертикальной линии формируют сколиотическую осанку, характеризующуюся асимметричным положением туловища, в частности плеч и лопаток.

    Сколиозы бывают грудные, поясничные и тотальные.

    Занятия специальными корригирующими упражнениями, направленными на укрепление недостаточно развитых групп мышц, способствуют устранению отклонений в осанке, обеспечивающей гармоничное функционирование организма.

    Форма живота может быть нормальной, отвислой и втянутой, в зависимости от развития мышц брюшной стенки.

    Форма ног: N (норма)-ноги – когда пятки и колени соприкасаются Отсутствие касания в области коленного сустава характерно для О-образной формы ног. Расхождение пяток при сомкнутых коленях дает Х-образную форму.

    Форма стопы: нормальная, уплощенная, плоская. Нормальная форма стопы играет роль амортизатора, что имеет большое значение в предохранении внутренних органов человека и его спинного и головного мозга от излишних сотрясений при ходьбе, беге, прыжках.

    Плоскостопие часто сопровождается болевыми ощущениями во время длительной ходьбы или спортивных упражнений, в которых большая нагрузка падает на нижние конечности.

    Тип телосложения: нормостенический, астенический и гиперстенический.

    Помимо наружного осмотра уровень физического развития дополняют данные антропометрических измерений. Основными признаками физического развития, определенными с помощью антропометрии являются: рост/стоя и сидя/,вес тела, окружность шеи, окружность грудной клетки, окружность плеча, предплечья, талии, бедра, голени, а также жизненная емкость легких, сила мышц кистей и спины.

    Функциональное состояние организма и его оценка .

    Исследование сердечно-сосудистой системы. ЧСС (частота сердечных сокращений). Важным и простым показателем, дающим информацию о деятельности сердечно-сосудистой системы является пульс. В норме ЧСС колеблется в пределах 60-80 уд/мин. Определяя величину пульса следует помнить, что сердечно-сосудистая система очень чувствительна к различным влияниям (эмоциям, физической нагрузке). Вот почему наиболее редкий пульс регистрируется утром.

    Помимо частоты сердечных сокращений можно определить еще одну характеристику пульса - ритмичность или аритмичность его.

    О соответствии применяемой нагрузки следует судить по восстановлению пульса после занятий или дозированной пробы.

    Проба с 20 приседаниями за 30 сек . После приседаний в течение 3-х минут сидя подсчитывается пульс 10 секундными интервалами. У тренированных людей учащение пульса может возрастать с 8-10 уд/мин. (в покое) до 13-15 уд/мин. После работы восстановление, как правило, наступает к концу 1-ой минуты. Или в начале 2-ой. Если пульс возвращается к норме к концу 1-ой минуты это отлично, если 2-ой -хорошо, если 3-ей -удовлетворительно. Если восстановление не произошло в течение 3-х минут это указывает на снижение функционального состояния сердечно-сосудистой системы.

    Если после продолжительного периода занятий физическими упражнениями (5-6 месяцев) время восстановления пульса после физических нагрузок сократится, это является одним из показателей улучшения приспособляемости к ним организма.

    Оценка системы дыхания. Проба с задержкой дыхания. Функциональное состояние органов дыхания и сердечно-сосудистой системы можно определить также с помощью пробы с задержкой дыхания на вдохе (проба Штанге) и выдохе (проба Генчи). Методика их проведения следующая: после нормального вдоха делается максимальный вдох и на высоте вдоха, удерживается дыхание, зажав нос пальцами. При проведении пробы на выдохе, выдох делают нормальным. В норме задержка дыхания на вдохе 55-60 сек., на выдохе - 30-40 сек.

    Оценка вестибулярной устойчивости . Проба Ромберга .

    При выполнении пробы Ромберга надо встать сомкнув ступни ног, руки с чуть разведенными пальцами, вытянуть вперед, глаза закрыть. Определяется время устойчивости в этой позе. При потере равновесия пробу прекращают и фиксируют время ее выполнения.

    Изменения в организме под влиянием физической нагрузки

    Любая физическая нагрузка, особенно, напряженная вызывает в организме человека определенные изменения его физиологических параметров. Так, при длительном выполнении напряженной мышечной работы, запас энергетических ресурсов снижается, в крови накапливаются остаточные продукты обмена веществ, а импульсы, поступающие в кору головного мозга от работающей скелетной мускулатуры, приводят к нарушению согласованности процессов возбуждения и торможения. Эти изменения сопровождаются неприятными субъективными ощущениями, которые затрудняют выполнение физической работы, в результате работоспособность организма понижается, наступает утомление.

    После всякой работы, вызвавшей снижение работоспособности и утомление ( табл. 1), необходим отдых, восстановление сил. Отдых может быть активным; с вовлечением в работу других, ранее не работавших мышц и пассивный, когда организму представляется мышечный покой.

    Таблица 1.

    Признаки различных степеней утомления

    Наблюдаемые

    Степень утомления

    Признаки

    небольшая

    средняя

    большая

    (недопустимая)

    1. Окраска слизистых и кожных покровов

    Без изменений или легкое покраснение

    Значительное покраснение, скоро проходящее

    Значительное покраснение или наоборот побледнение, синюшность, медленно исчезающее

    2.Потливость

    Отсутствует или небольшое выступление пота на лбу, груди.

    Большая потливость верхней половины тела.

    Потливость, распространившаяся на все тело

    3.Дыхание

    Ровное, спокойное, глубокое

    Учащение дыхания, иногда чередующееся с форсированным глубоким дыханием.

    Резкое учащение дыхания. Поверхностное дыхание. Отдельные глубокие вдохи, сменяющиеся беспорядочными

    4. Осанка, походка, характер движений

    Осанка не изменена. Походка бодрая. Точность выполнения заданных движений вполне удовл.

    Осанка расслабленная. Шаг неуверенный, покачивания.

    Резкое покачивание. Дрожание конечностей, вынужденные позы с опорой

    5. Речь, мимика

    Речь отчетливая. Мимика обычная

    Речь затруднена. выражение лица напряженное. Взгляд вялый.

    Речь крайне затруднительна. Выражение лица страдальческое

    6. Самочувствие

    Жалоб нет. Бодрое состояние.

    Жалобы на усталость. Боль в мышцах. Сердцебиение, одышка, шум в ушах, биение в висках.

    Оценка системы дыхания

    Оценка системы дыхания

    7. Внимание, интерес к проводимому занятию.

    Внимание, интерес, активность сохранены.

    Внимание снижено. Вялость.

    Активность уменьшена.

    Рассеянность. Ответы невпопад. Отсутствие интереса, вплоть до апатии

    Неадекватность нагрузки может привести к гравитационному шоку, ортостатическому коллапсу, обморочному состоянию и т.д. Так, при внезапной остановке после интенсивного бега, в связи с прекращением действия «мышечного насоса» возникает острая сосудистая недостаточность, сопровождающаяся резким побледнением лица, слабостью, головокружением, тошнотой, потерей сознания и пульса. Это состояние называется гравитационным шоком . Пострадавшего нужно уложить на спину, приподняв ноги выше головы,обеспечив достаточный приток крови к голове. Временная потеря сознания может наступить при нарушении сосудистой регуляции.

    При сильных переживаниях и отрицательных эмоциях так же может возникнуть обморочное состояние. Обморок может быть и при гипервентиляции легких, когда в крови понижается содержание углекислого газа, являющегося стимулятором дыхательного центра в головном мозгу. Обморочные состояния могут быть у тяжелоатлетов и других спортсменов, которые выполняют упражнения с чрезмерным напряжением, с задержкой дыхания, которые препятствуют нормальному кровообращению в головном мозгу.

    Физическая нагрузка с использованием интенсивных и однообразных движений в сочетании с большой эмоциональной нагрузкой (экзаменационная сессия, семейные конфликты и т.д.) чаще всего приводят к снижению общей работоспособности, появляется быстрая утомляемость, раздражительность, повышенная потливость, одышка и т.д.

    Головные боли могут быть следствием чрезмерной физической нагрузки, в особенности если она выполняется в неблагоприятных условиях. Боли в правом подреберье (так называемый печеночно-болевой синдром), наблюдающийся после интенсивной нагрузки могут возникать в результате различных причин. Но чаще всего боли в правом подреберье являются следствием заболеваний печени и желчного пузыря. В ряде случаев боли в правом подреберье могут возникать при несоответствии интенсивных нагрузок функциональным возможностям организма, что приводит к перенапряжениям и перетренированности организма. Определенную роль может играть дыхание. Недостаточное участие диафрагмы в акте дыхания при интенсивных физических нагрузках, наряду с другими причинами могут способствовать застою крови в печени и вызывать боли. Болевые ощущения в печени могут быть, если занимающийся перед тренировкой обильно поел, особенно жидкой пищи. При болях в правом подреберье необходимо значительно снизить нагрузку.

    Метод экспресс-оценки резервных возможностей организма

    Один из простых методов оценки физических возможностей разработан в Киевском научно-исследовательском институте медицинских проблем физической культуры:

    1. Характер труда: умственный -1 балл

    физический - 3 балла

    2. Возраст: в 20 лет начисляется 20 баллов, за каждое последующее пятилетие снимаются по 2 балла.

    3. Двигательная активность:

    занятия физическими упражнениями 3 и более раз в неделю в

    течение 30 минут и более оцениваются в 10 баллов. Менее 3 раз в

    неделю -5 баллов. Тем, кто не занимается ничем баллы не

    Начисляются.

    4.Масса тела:

    имеющие нормальную массу тела получают 10 баллов

    (допускается 5% выше нормы). Превышение массы тела на 6-14

    кг выше нормы оценивается в 6 баллов, более 15 кг -0.

    Частота сердечных сокращений:

    За каждый удар пульса, измеренного в покое, ниже 90

    начисляется 1 балл, при пульсе 90 и выше баллы не

    начисляются.

    6. Артериальное давление: имеющие АД не более 130/80 мм.рт.ст. получают 20 баллов. За повышение АД на каждые 10 мм.рт.ст. вычитается по 5 баллов.

    7. Жалобы: при наличии жалоб баллы не начисляются, при отсутствии -5 баллов.

    Высокий уровень физических возможностей соответствует 75 баллам и более. Средний - 46-74 и низкий -45 и ниже.

    ВРАЧЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ЗАНИМАЮЩИМИСЯ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ

    ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

    Внешние

    Внутренние

    неблагоприятное внутриутробное развитие;
    социальные условия;

    нерациональное питание;

    малоподвижный образ жизни;

    вредные привычки;

    режим труда и отдыха;

    экологичесий фактор;

    наследственность;
    наличие заболеваний;

    МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ:


    Врачебный контроль - это комплексное медицинское обследование физического развития и функциональной подготовленности занимающихся физкультурой и спортом. Он направлен на изучение состояния здоровья и влияния на организм регулярных физических нагрузок. Основная форма врачебного контроля - врачебное обследование.

    Периодичность врачебного контроля или осмотра зависит от квалификации, а также от видов спорта. Студенты проходят врачебный осмотр в начале учебного года, спортсмены - 2 раза в год. Врачебное обследование подразделяется на первичное, повторное и дополнительное.

    Первичное обследование проводится, чтобы решить вопрос о допуске к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом.

    Повторное врачебное обследование проводится, чтобы убедиться, насколько соответствуют объем и интенсивность нагрузки состоянию здоровья, а также для того, чтобы корректировать учебно-тренировочный процесс.

    Дополнительные врачебные обследования проводятся для того, чтобы решить вопрос о возможности приступить к тренировкам после перенесенных заболеваний или травм.

    Основное предназначение медицинского осмотра (врачебного контроля) в том, чтобы определить состояние здоровья студентов и распределить их по, группам: основной, подготовительной, специальной. Кроме этого, часть студентов направляется на лечебную физкультуру (ЛФК), а некоторые совсем освобождаются от практических занятий, на какое-то время. Распределение по группам проводится после комплексного осмотра специалистами (хирургом, невропатологом, стоматологом, окулистом, гинекологом, урологом, дерматологом, оторино-1 ларингологом и т.д.). Затем терапевт определяет медицинскую группу для занятий физической культурой.

    Обычно такое обследование проводится визуальными методами и путем опроса, а также с помощью анкетирования. Если специалисты затрудняются определить состояние здоровья студента, его направляв ют на более детальное обследование к специалистам. Углубленной формой врачебного наблюдения является диспансеризация - система мероприятий по укреплению здоровья и длительному сохранению высокой спортивной работоспособности, направляемая на то, чтобы предупредить и выявить ранние признаки нарушения здоровья и функционального состояния.

    Углубленные диспансерные обследования проводятся 1-2 раза в, год и включают обследование физического развития по таким показателям, как рост, масса, толщина жировой прослойки, цвет кожи, осанка, форма спины, ног, окружность грудной клетки.

    Рост (длина тела). Наибольшая длина тела наблюдается утром. Beчером, а также после интенсивных занятий физическими упражнениями рост может уменьшиться на 2 см и более. После упражнений с отягощениями и штангой длина тела может уменьшится на 3 см и болеет из-за уплотнения межпозвоночных дисков.

    Масса тела - объективный показатель для контроля за состоянием здоровья. Он изменяется в процессе занятий физическими упражнениями, особенно на начальных этапах, затем стабилизируется.

    При определении массы исследуемый должен стоять неподвижно на середине площадки весов. Контроль за массой тела целесообразно проводить утром, натощак. Показатель массы фиксируется с точностью до 50 г.

    Окружность грудной клетки измеряется в трех фазах: во время обычного спокойного дыхания (пауза), максимального вдоха и максимального выдоха.

    Исследуемый разводит руки в стороны. Сантиметровую ленту накладывают так, чтобы сзади она проходила под нижними углами лопаток, спереди у мужчин по нижнему сегменту сосков, а у женщин - над молочной железой, в месте перехода кожи с грудной клетки на железу. После наложения ленты исследуемый опускает руки. При измерении максимального вдоха не следует напрягать мышцы и поднимать плечи, а при максимальном выдохе - сутулиться.

    Разница между величинами окружностей при вдохе и выдохе характеризует экскурсию грудной клетки. Она зависит от морфоструктурного развития грудной клетки, ее подвижности, типа дыхания. Средняя величина экскурсии обычно колеблется в пределах 5-7 см.

    Кистевая динамометрия - метод определения сгибательной силы кисти. Динамометр берут в руку циферблатом внутрь. Руку вытягивают в сторону на уровне плеча и максимально сжимают динамометр. Проводятся по два измерения на каждой руке, фиксируется лучший результат. Средние показатели силы правой кисти (если человек правша) у мужчин - 39-50 кг, у женщин - 25-33 кг; средние показатели силы левой кисти обычно на 5-10 кг меньше.

    Любой показатель силы всегда тесно связан с объемом мышечной массы, т.е. с массой тела. Поэтому при оценке результатов динамометрии важно учитывать как основную абсолютную силу, так и относительную, т.е. соотнесенную с массой тела. Она выражается в процентах. Для этого показатель силы правой руки умножается на 100 и делится на показатель массы тела. Средние показатели относительной силы у мужчин - 60-70% массы тела, у женщин - 45-50%.

    Становая динамометрия как метод определения силы разгибателей туловища. Исследуемый становится на площадку со специальной тягой так, чтобы 2/3каждой подошвы находились на металлической основе. Ноги вместе, выпрямлены, туловище наклонено вперед. Цепь закрепляется за крюк так, чтобы руки находились на уровне колен. Исследуемый, не сгибая ног и рук, должен медленно разогнуться, вытянув тягу. Становая сила взрослых мужчин в среднем равна 130- 150 кг, женщин - 80-90 кг.

    Показатель относительной силы определяется как и при кистевой динамометрии и в среднем составляет 180-240%. Величина относительной становой силы менее 170% считается низкой, 170-200% - ниже средней, 200-230% - средней, 230-250% - выше средней, выше 260% - высокой.

    Частота сердечных сокращений (ЧСС, или пульс) - важный интегральный показатель функционального состояния организма. Пульс рекомендуется подсчитывать регулярно в одно и то же время суток в состоянии покоя, лучше всего утром, после пробуждения, в положении лежа или вечером перед сном в положении сидя. Наблюдать пульс следует также до тренировки (за 3-5 мин) и сразу после нее. Резкое учащение или замедление пульса по сравнению с предыдущими показателями может быть следствием переутомления или заболевания и требует консультации с преподавателем физического воспитания и врачом. Рекомендуется также следить за состоянием ритма и степенью наполнения пульса.

    Пульпаторная пульсометрия доступна каждому, ибо любой человек может подсчитать у себя количество сердечных сокращений в минуту. На учебных занятиях физической культурой при средней интенсивности нагрузки величина пульса достигает 130-150 удар/мин, при интенсивности выше средней - 150-170, а во время предельных нагрузок у высококвалифицированных спортсменов - 200 удар/мин и более. Имея эту информацию, можно на каждом занятии определять и регулировать интенсивность нагрузки. По продолжительности восстановления исходной величины пульса после большой физической нагрузки можно судить об успешности восстановительных процессов в организме. Если же в течение 20-30 мин исходная величина пульса не восстанавливается, значит, в организме наступило утомление в связи с недостаточной подготовленностью к данной физической нагрузке, ее объему или интенсивности. Хорошей переносимостью нагрузок и нормальным восстановлением после них считается, если колебания пульса не превышают 2-4 удар/мин относительно исходного уровня. В случае превышения следует немедленно внести коррекцию в учебно-тренировочную программу, снизив ее объем и интенсивность.

    Достаточно информативной является динамика ЧСС при выполнении так называемой ортостатической пробы, провести которую в состоянии любой человек. Для этого нужно выявить разницу частоты сердечных сокращений в положении лежа и через 1 мин после спокойного вставания. Если разница больше 20 удар/мин, значит, организм не справляется с предлагаемой нагрузкой, т.е. имеется остаточное утомление.

    Антропометрические показатели дыхания. Частота дыхания (ЧД) измеряется следующим образом: испытуемый кладет ладонь так, чтобы она захватила нижнюю часть грудной клетки и верхнюю часть живота, дыхание должно быть равномерным. Средний показатель ЧД - 14-18 дыхательных движений в минуту, у спортсменов 10-16.

    Спирометрия позволяет определить жизненную емкость легких. ЖЕЛ - важный показатель, отражающий функциональные возможности системы дыхания. Измеряется с помощью спирометра. Исследуемый берет мундштук спирометра с резиновой трубкой в руки. Затем, сделав предварительно 1-2 вдоха, быстро набирает максимальное количество воздуха и плавно выдувает его в мудштук до отказа. Необходимо следить, чтобы воздух не выходил через нос. Проводят замеры 3 раза подряд и фиксируют лучший результат. Средние показатели ЖЕЛ у мужчин 3500-4200 см 3 , у женщин 2500-3000 см 3 .

    Цвет кожи. Различают нормальный, загорелый (смуглый) или бледный. Бледная кожа, синюшная на руках и лице - признак малокровия и сердечно-сосудистой недостаточности. У спортсменов кожа обычно нормальная или загорелая, достаточно эластичная благодаря активно протекающим в ней процессам обмена веществ.

    Осанка - привычная поза непринужденно стоящего человека. Нарушение осанки наблюдается при слабом физическом развитии (особенно в период роста и развития организма), при заболеваниях и травмах костно-мышечной системы, при переутомлении. При правильной осанке ухорошо физически развитого человека голова и туловище находятся на одной вертикали, грудная клетка приподнята, нижние конечности выпрямлены в тазобедренных и коленных суставах. При неправильной осанке голова слегка наклонена вперед, спина сутула, грудь плоская или впалая, живот выпячен. Односторонняя, однонаправленная тренировка, особенно в детском возрасте, когда еще продолжается формирование и рост организма, может неблагоприятно отразиться на осанке.

    Для нормальной спины характерны естественные изгибы позвоночника. Резко выраженный изгиб - искривление позвоночника назад называется кифоз, в вперед - лордоз, вбок - сколиоз.

    

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Краевое государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования

    «КРАСНОЯРСКОЕ УЧИЛИЩЕ (ТЕХНИКУМ) ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА»

    Контрольная работа

    По учебной дисциплине «Врачебный контроль»

    Тема: Врачебно-педагогический контроль при занятиях физической культурой и спортом.

    Выполнил Ряжкина О.М.

    Красноярск - 2015

    Введение

    Заключение

    Введение

    Врачебный контроль - это система медицинских исследований, проводимых совместно врачом и тренером (преподавателем), для определения воздействия тренировочных нагрузок на организм занимающегося. Основной формой врачебного контроля является врачебные обследования. Проводятся первичное, повторное и дополнительные обследования. Первичные обследования проводятся перед началом регулярных тренировок. Повторные (ежегодные) позволяют составить представление о правильности и эффективности проведенных занятий. Дополнительные врачебные обследования проводятся перед соревнованиями, после перенесенных заболеваний и травм, при систематических интенсивных тренировках и т.п.

    После окончания врачебного обследования составляется медицинское заключение, которое включает в себя оценку физического развития, состояния здоровья, функционального состояния и подготовленности обследуемых; рекомендации по режиму и методике занятий, показания и противопоказания, лечебные и профилактические назначения

    Врачебный педагогический контроль в процессе физического воспитания

    Занятия физическими упражнениями оказывают на организм человека необычайно сильные, сложные и многообразные воздействия. Только правильно организованные занятия под наблюдением врача, с соблюдением принципов спортивной тренировки укрепляют здоровье, улучшают физическое развитие, повышают физическую подготовленность и работоспособность организма, способствуют росту спортивного мастерства. Неправильная организация занятий, пренебрежение методическими указаниями, выполнение объема и интенсивности физической нагрузки без учета состояния здоровья и индивидуальных особенностей занимающихся, отсутствие регулярного медицинского контроля могут нанести вред здоровью.

    Массовое привлечение к занятиям физической культурой и спортом людей старшего и пожилого возраста требует особенно углубленного врачебного контроля за ними. По состоянию и физической подготовленности, полу и возрасту, а также и другим показателям эту группу занимающихся распределяют по следующим медицинским группам:

    1-я -- практически здоровые люди, не обращающиеся с жалобами к врачам, обладающие достаточной для своего возраста физической подготовленностью.

    2-я -- лица с возрастными изменениями, сопровождающимися небольшими отклонениями функционального характера при достаточной компенсации, или начальными формами заболеваний, часто свойственными процессу старения, а также практически здоровые люди с недостаточной физической подготовленностью.

    3-я -- лица со сниженной функциональной адаптацией, отклонениями в состоянии здоровья постоянного или временного характера, со слабой физической подготовленностью.

    Лица старшего и пожилого возраста со значительными отклонениями и старше 75 лет могут быть направлены в кабинеты лечебной физкультуры лечебно-профилактических учреждений для занятий под наблюдением врачей.

    При отсутствии противопоказаний обследуемому выдается справка, дающая право заниматься физическими упражнениями в физкультурно-оздоровительной группе. В зависимости от динамики состояния здоровья и физической подготовленности в процессе регулярных занятий занимающийся может быть переведен в ту или иную медицинскую группу.

    Важной составной частью медицинских обследований являются врачебно-педагогические наблюдения и контроль за нагрузками. Кроме того, проводится санитарно-гигиенический контроль за местами занятий, ведется санитарно-просветительная работа среди занимающихся.

    Врач принимает участие в методической работе, дает соответствующие рекомендации, проводит консультации. При этом он должен руководствоваться таблицей ограничений и противопоказаний.

    Все студенты, занимающиеся физической культурой и спортом по учебному расписанию или самостоятельно, должны проходить медицинские обследования. Дополнительные медицинские осмотры проводятся перед соревнованиями, после перенесенных заболеваний, при неблагоприятных субъективных ощущениях, по направлению преподавателя физического воспитания.

    Самоконтроль в процессе физического воспитания и спортом

    Врачебный контроль и врачебно-педагогические наблюдения дадут лучший результат, если они будут дополнены самоконтролем.

    Самоконтроль -- существенное дополнение врачебного контроля. Он проводится самими занимающимися. Для этого каждый из них обязан вести дневник самоконтроля.

    Самоконтроль позволяет своевременно установить наличие тех или иных отклонений в состоянии здоровья занимающихся, принять необходимые меры по их устранению. В то же время самоконтроль позволяет врачу вести регулярный текущий контроль, а тренеру вносить те или иные изменения в тренировочные планы.

    Главное же его преимущество состоит в том, что занимающиеся, осуществляя повседневные самонаблюдения, могут наглядно ощутить благотворное действие занятий физическими упражнениями на состояние своего здоровья.

    К ведению дневника самоконтроля занимающихся необходимо приучить с самого начала занятий в группе. При этом подробно освещаются цели и задачи самоконтроля, раскрывается значение отдельных показателей объективных и субъективных данных.

    ОБЪЕКТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

    Рост -- важный показатель физического развития. Но он должен рассматриваться в сочетании с массой тела, окружностью грудной клетки, ЖЕЛ (спирометрия). Измерение роста имеет большое значение для вычисления показателей, характеризующих правильность, пропорциональность телосложения и состояние физического развития.

    Масса тела служит одной из основных характеристик физического состояния человека и является показателем развития его организма. Масса тела человека в норме определяется путем вычитания из показателей роста (в см) условных величин.

    Окружность грудной клетки. Хорошо развитая грудная клетка -- показатель хорошего физического развития и известная гарантия крепкого здоровья. Окружность грудной клетки исследуется в состоянии покоя (в паузе), при вдохе и выдохе.

    Разница между вдохом и выдохом называется экскурсией грудной клетки. Последняя зависит от развития дыхательных мышц и типа дыхания. Мышечная сила рук. Сила мышц рук измеряется динамометром. Мышечная сила рук зависит от роста, массы тела, окружности грудной клетки и других показателей. В среднем относительная сила мышц рук для мужчин -- 60--70% веса, для женщин -- 45--50% веса. Становая мышечная сила - это сила мышц-разгибателей спины. Она зависит от пола, возраста, массы тела, рода занятий занимающихся. У мужчин становая мышечная сила значительно выше, чем у женщин. С возрастом она начинает падать.

    Спирометрия. ЖЕЛ -- это объем воздуха, который можно выдохнуть из легких, характеризующий главным образом силу дыхательных мышц, а также эластичность легочной ткани.

    Величина ЖЕЛ у разных людей колеблется в довольно широких пределах в зависимости от пола, возраста, состояния здоровья и других показателей. Занятия физической культурой и спортом, особенно греблей, плаванием, бегом, спортивными играми, способствуют увеличению ЖЕЛ.

    Пульс. Уровень тренированности человека и его работоспособность во многом зависят от функциональной способности сердечно-сосудистой системы.

    Каждому человеку присуща своя частота пульса. В состоянии покоя у здорового нетренированного мужчины она обычно составляет 60--80 уд/мин, у женщин она на 5--10 ударов чаще.

    Частота пульса зависит от возраста, положения тела, уровня физических нагрузок и др. Во время занятий физическими упражнениями пульс всегда повышается.

    Потоотделение. При большой мышечной работе потоотделение способствует установлению кислотно-щелочного равновесия, регулирует температуру тела и является основным показателем нормального водно-солевого обмена.

    В покое за 1 ч с поверхности кожи человека выделяется 36--60 г воды, а за сутки -- 900 г. Умеренная нагрузка вызывает потерю воды в сутки до 2 л, а при напряженной нагрузке в жару -- до 8 л. Потоотделение зависит не только от нагрузки и температуры воздуха, но и от состояния нервной системы. При правильной методике и режиме тренировки потоотделение уменьшается, а масса тела почти не изменяется

    СУБЪЕКТИВНЫЕ ДАННЫЕ

    Настроение играет большую роль в жизни человека. Большей эффективности тренировочного процесса способствует хорошее настроение.

    Но спорт, физическая культура, в свою очередь, улучшают настроение, вызывают чувства бодрости, радости, уверенности в своих силах.

    Когда человек находится в хорошей спортивной форме, он совершенно по-иному воспринимает окружающий мир.

    Самочувствие. Под влиянием регулярных занятий физическими упражнениями и спортом перестраивается весь организм. Так, работа сердца, легких и других внутренних органов сопровождается возникновением нервных импульсов. В обычных условиях эти импульсы не доходят до коры головного мозга и не вызывают соответствующих реакций, переходящих в ощущения. Вот почему здоровые люди обычно не чувствуют своего сердца, легких, печени и т. п

    Усталость, утомление, снижение работоспособности непосредственно связаны с состоянием нервной системы человека. Это сложный физиологический процесс, начинающийся в высших отделах нервной системы и влияющий на другие системы и органы человеческого организма.

    Ночной сон нельзя заменить ничем. Сущность его заключается в своеобразной задержке деятельности нервных клеток коры головного мозга процессом торможения. Глубина и продолжительность сна зависят от многих причин.

    Сон должен быть достаточным и регулярным, но не менее 7 ч, а при больших по объему физических нагрузках -- 8--9 ч.

    Полезно перед сном совершить прогулку на свежем воздухе. При этом пищу нужно принимать последний раз не позже чем за 1,5--2 ч до сна, в ужин не должны входить крепкий чай, кофе; курить на ночь строго запрещается.

    Аппетит. При физических нагрузках обмен веществ происходит более активно.

    В первые дни занятий масса тела уменьшается, так как расходуются запасы организма: «тает» накопленный жир и теряется вода, но одновременно с этим развивается аппетит. Общеизвестно, что аппетит неустойчив, легко нарушается при недомоганиях, болезни, но потом вновь восстанавливается.

    Часто при нарушениях тренировочного режима, повышенной нагрузке, перенапряжении аппетит теряется. Это позволяет судить о правильности или неправильности методики занятий.

    В дневнике самоконтроля аппетит отмечается как хороший, удовлетворительный, плохой.

    Сердцебиение -- это ощущение частых и сильных ударов сердца, связанное с плохим самочувствием. При этом пульс учащается или замедляется, т. е. бывает неритмичным.

    Сердцебиение является, как правило, признаком повышенной возбудимости нервного аппарата сердца.

    Боли в мышцах. Часто в подготовительном периоде занятия или у лиц, только что приступивших к занятиям физической культурой, появляются боли в мышцах. Как правило, эти боли продолжаются в течение двух-трех недель и являются свидетельством активной перестройки организма.

    У занимающихся физической культурой круглогодично эти боли не отмечаются, а после больших физических нагрузок их мышцы быстро восстанавливают свою работоспособность. Массаж, применение различных лекарственных средств помогают быстрее снять боли в мышцах

    Заключение

    Наблюдение за спортивными результатами - важнейший пункт самоконтроля, позволяющий оценить правильность применения средств и методов занятий, тренировочных нагрузок.

    При сравнении показателей определяется влияние занятий физическими упражнениями и спортом, планируются тренировочные нагрузки. Самоконтроль прививает студенту грамотное и осмысленное отношение к своему здоровью и к занятиям физическими упражнениями, помогает лучше познать себя, приучает следить за собственным здоровьем, стимулирует выработку устойчивых навыков гигиены и соблюдения санитарных норм и правил. Самоконтроль помогает регулировать процесс тренировки и предупреждать состояние переутомления. Особое значение имеет самоконтроль для студентов специальной медицинской группы. Они обязаны периодически показывать свои дневники самоконтроля преподавателю физического воспитания и врачу, советоваться по вопросам двигательного режима, питания.

    Список использованной литературы

    1. Гусалов А. Х. «Физкультурно-оздоровительная группа»,1997 г.

    2. Дембо А. Г. «Врачебный контроль в спорте», 1998 г.

    3. Решетников Н. В., Ю. Л. Кислицин «Физическая литература», 2001 г.

    4. «Физическая культура студента. /Под редакцией В. И. Ильинича.- М.: Гардарики, 2003 г.

    Размещено на Allbest.ru

    Подобные документы

      Значение физической культуры и спорта в формировании всесторонне развитой личности. Врачебный-педагогический контроль в процессе физического воспитания. Самоконтроль в процессе физического воспитания и спортом. Объективные и субъективные данные.

      контрольная работа , добавлен 15.03.2009

      Организация работы по физическому воспитанию. Педагогический и врачебный контроль при занятиях физической культурой и спортом: содержание, цель, место. Самоконтроль за состоянием здоровья в процессе самостоятельных занятий. Ведение дневника самоконтроля.

      реферат , добавлен 19.12.2009

      курсовая работа , добавлен 12.05.2009

      Самодиагностика организма при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом. Стандарты, антропометрические индексы, номограммы, тесты для оценки физического развития. Врачебно-педагогический контроль и самоконтроль спортсмена, его цели, задачи.

      реферат , добавлен 22.04.2015

      Основы организации и содержание врачебно-педагогического контроля за занимающимися физическими упражнениями, организация занятий и их соответствие основным гигиеническим и физиологическим нормам. Диагностика состояния тренированности организма.

      курсовая работа , добавлен 13.04.2012

      Особенности физического развития детей старшего школьного возраста и влияние занятий физическими упражнениями на их организм. Физическая подготовка–как составная часть процесса физического воспитания школьников. Педагогический контроль на занятиях.

      дипломная работа , добавлен 04.10.2007

      Диагностика состояния организма при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом. Врачебный контроль как условие допуска к занятиям физическими упражнениями, спортом, его содержание и периодичность. Педагогический контроль и его содержание.

      контрольная работа , добавлен 06.03.2010

      Современная система физического воспитания студентов. Обновление, углубление содержания образования в сфере физической культуры. Мотивационный компонент в физической культуре. Модульная педагогическая технология обучения. Приоритет физической подготовки.

      реферат , добавлен 28.11.2008

      Система организации врачебного контроля при физических нагрузках. Содержание и основные этапы проведения обследования. Цели физического воспитания в высшем учебном заведении и педагогический контроль. Методы и показатели самоконтроля, его стандарты.

      реферат , добавлен 26.12.2016

      Возникновение физических упражнений у восточных славян. Спорт как составляющая физической культуры. Этапы развития физической культуры в России. Советская система физического воспитания. Государственная система управления физической культурой и спортом.