Войти
Спортивный клуб - Skrodina
  • Великий Брок Леснар – боец, борец и футболист Брок Леснар: развитие карьеры в смешанных единоборствах
  • Логопедические занятия с заикающимися
  • Фокусы с узлами Фокусы с веревкой и их секреты
  • Что худеет в первую очередь у женщин При похудении что худеет в первую очередь
  • Мудра «Щит Шамбалы»: лучшая защита от негатива, недоброжелателей и завистников Мудра защиты имущества
  • Чудо - лошадь с гривой до земли Породистые красивые лошади
  • Схема обучения плаванию. Календарно-тематическое планирование по физкультуре на тему: программа по плаванию методика первоначального обучения плаванию

    Схема обучения плаванию. Календарно-тематическое планирование по физкультуре на тему: программа по плаванию методика первоначального обучения плаванию

    Введение

    В педагогике различают три системы обучения: индивидуальное обучение; классно-урочная система; лекционно-семинарская система.

    При индивидуальном обучении каждый ученик выполняет свое задание, и даже если учитель занимается с группой, он с каждым работает отдельно.

    Классно-урочная система заключается в том, что учащиеся группируются в классы по возрасту и уровню подготовки и выполняют общую работу, а также учебный материал расчленяется на ряд разделов, тем, частей, которые следуют одна за другой.

    При лекционно-семинарской системе основными формами являются лекции и семинары. Характерно также подразделение учебного процесса на отдельные звенья и наличие специализированных форм учебного процесса в каждом звене (лекции, семинары, практические занятия, учебная практика). При этой системе создаются учебные потоки, группы, подгруппы, отдельные учащиеся могут заниматься по индивидуальному плану.

    При обучении навыку плавания в основном применяется индивидуальная и классно - урочная система.

    Учебный процесс по плаванию подчиняется общим признакам системы физического воспитания. Они, в свою очередь, основываясь на различных методах обучения с использованием множества средств, решают задачи, поставленные педагогом перед занимающимися.

    Цель работы: изучить состояние вопроса путем реферативной обработки литературных данных

    Задачами курсовой работы являются:

    1. Проанализировать состояние вопросов по данным специальной литературы.

    2. Изучить технику плавания различными способами.

    3. Рассмотреть ошибки в технике различных способов плавания и пути их устранения.

    Практическая значимость: материал данной курсовой работы может быть полезен тренерам, преподавателям и инструкторам по физической культуре для подготовки спортсменов, а также студентам факультета физической культуры при подготовке к занятиям; для коррекции основной направленности тренировочного процесса прыгунов с шестом.

    Организация процесса обучения плаванию

    Успешность учебной работы невозможна без четкой ее организации. Каждое занятие требует точного ограничения во времени. Формы организации обучения являются внешним выражением согласованной деятельности преподавателя и учащихся, проводимой в установленном порядке и определенном режиме.

    В педагогике различают три системы обучения: индивидуальное обучение; классно - урочная система; лекционно-семинарская система.

    При индивидуальном обучении каждый ученик выполняет свое задание, и даже если учитель занимается с группой, он с каждым работает отдельно.

    Классно - урочная система заключается в том, что учащиеся группируются в классы по возрасту и уровню подготовки и выполняют общую работу, а также учебный материал расчленяется на ряд разделов, тем, частей, которые следуют одна за другой.

    При лекционно-семинарской системе основными формами являются лекции и семинары. Характерно также подразделение учебного процесса на отдельные звенья и наличие специализированных форм учебного процесса в каждом звене (лекции, семинары, практические занятия, учебная практика). При этой системе создаются учебные потоки, группы, подгруппы, отдельные учащиеся могут заниматься по индивидуальному плану.

    При обучении навыку плавания в основном применяется индивидуальная и классно - урочная система. Полноценное решение задач обучения по плаванию возможно только при сочетании и преемственности различных форм, которые группируются по двум направлениям.

    Рассматривая структуру организации занятия по плаванию, необходимо выделить несколько звеньев этой работы, она может быть представлена в виде схемы:


    Используя различные способы проведения упражнений, нужно учитывать контингент занимающихся и решаемые задачи на занятии, регулируя воздействия упражнений с помощью различных вариантов нагрузок: малой, средней и большой.

    Рассмотрев общие вопросы организации занятий по плаванию, необходимо остановиться на организации построения учебного процесса, который имеет свои закономерности.

    Учебный процесс по плаванию подчиняется общим признакам системы физического воспитания. Они, в свою очередь, основываясь на различных методах обучения с использованием множества средств, решают задачи, поставленные педагогом перед занимающимися. Основные принципы, методы и средства обучения плаванию приводятся ниже.

    Принципы обучения плаванию :

    сознательность и активность;

    наглядность;

    доступность и индивидуализация;

    систематичность и последовательность;

    повторность и постепенность.

    Методы обучения плаванию:

    словесные;

    наглядные;

    практические;

    контроля и оценки.

    Средства обучения плаванию (упражнения):

    общеразвивающие;

    для развития физических качеств;

    игры и развлечения;

    имитационные;

    подготовительные:

    для освоения начального плавания;

    для изучения техники облегченных способов плавания;

    учебные прыжки в воду;

    подводящие;

    специальные:

    для разучивания техники спортивных способов плавания;

    для устранения ошибок;

    для совершенствования техники;

    контрольные.

    Одной из форм организации занятий по плаванию на этапах начального обучения навыку плавания является урок. В связи с основными дидактическими целями и задачами, реализуемыми преподавателем, выделяют три типа уроков:

    комбинированный, 2) по усвоению нового материала, 3) урок закрепления пройденного, урок проверки знаний, умения и навыков.

    Урок по плаванию имеет три части: подготовительную, основную и заключительную. В отличие от традиционной последовательности этих частей, в уроке по плаванию они располагаются на суше и в воде. В зависимости от типа урока будет изменяться и расположение частей урока. Обычное расположение частей на уроке по плаванию выглядит так: на суше - подготовительная, основная; в воде - подготовительная, основная, заключительная; на суше - заключительная. Планирование учебной работы по обучению плаванию отличается по своему содержанию от планирования по другим предметам. Это обуславливается спецификой процесса обучения двигательным действиям, структурой программы и необходимостью наряду с решением образовательных и воспитательных задач целенаправленно влиять на физическое развитие занимающихся. Основными документами планирования являются: план - график (учебный план) прохождения программного материала в учебном году, который основывается на программе по обучению плавания; конспект (план - конспект) отдельных уроков.

    К каждому уроку по плаванию педагог составляет план - конспект по описываемой ниже форме.

    Во второй графе план - конспекта последовательно указываются части урока, и продолжительность каждой части. В третью графу подробно записываются все упражнения, включая эстафеты, игры, развлечения. В четвертой графе указывается дозировка упражнений, выраженная количеством повторений, временем выполнения, длиной проплываемой дистанции и пр. В пятой графе указываются организационные указания по уроку: порядок выполнения упражнений, расположения занимающихся и методические приемы, обеспечивающие безошибочное выполнение упражнения и эффективное освоение элементов техники.

    Эффективность урока во многом зависит от правильного подбора упражнений для занятия на суше и в воде. Она определяется задачами каждого урока. При проведении занятия на суше нужно предусмотреть выполнение упражнений из всех основных групп упражнений: строевые упражнения, ходьба и бег, общеразвивающие, специально - гимнастические и имитационные упражнения. В воде упражнения подбираются согласно изучаемому способу плавания и его элементам. Последовательность выполнения подобранных упражнений обуславливается функциональными особенностями занимающихся. Особое внимание необходимо уделять умелому дозированию нагрузки: определять длину проплываемых отрезков, количество повторений, продолжительность отдыха, скорость и темп выполнения упражнений и т.п.

    В учебном процессе по плаванию широко используются различные способы проведения упражнений: сигналы, ориентиры и образные сравнения. При объяснении упражнений они значительно повышают эффективность обучения и уменьшают количество ошибок.

    О системе подачи сигналов учитель должен заранее договориться с учащимися, познакомить их с каждым из них.

    Сигналы на занятиях различают: звуковые, зрительные и комбинированные.

    Применяемые ориентиры в плавании подразделяются на внешние, внутренние, постоянные и временные.

    При изучении подготовительных упражнений по освоению с водой и техники плавания используются образные выражения и сравнения, облегчающие понимание сущности задания. Например, изучая всплывания и скольжения, употребляют выражения: «нырни в бочку», «нырни как утка», «вытянись в струнку», «смотри, как убегает дно»; при обучении вдоху и выдоху говорят: «задуй горящую свечу», «гуди как паровоз», «дуй на горячий чай»; при изучении техники движения конечностями: «смахни крошки со стола», «работай руками как мельница», «растопырь пальцы на ногах», «работай ногами как лягушка» и т.д.

    Значительное место в работе преподавателя по плаванию занимает жестикуляция - способ общения педагога с учениками с помощью жестов. Это необходимое условие работы, так как повышенный шум (40-80 децибел) в бассейне не всегда позволяет педагогу руководить занимающимися при выполнении упражнения через слово. Поэтому преподаватели по плаванию применяют большой арсенал условных сигналов, ориентиров и жестов, позволяющих установить тесный контакт с группой.

    Наиболее простыми средствами звуковой сигнализации служат короткий возглас педагога, хлопок в ладоши и т.п. Они могут напомнить занимающимся о необходимости выполнить определенное движение, стимулировать усилие, создать нужный темп, ритм и т.п. Однако возможности звуковой сигнализации в работе преподавателей плавания ограничены. Поэтому широко пользуются специальной условной сигнализацией, т.е. жестами. К настоящему времени в плавании разнообразие жестов классифицировано Пыжовым В.В.

    Два самых главных упражнения при обучении плаванию. Уважаемые любители плавания! Запомните! Нет важнее этих двух упражнений для новичка, который решил научиться плавать правильно! Потому что именно с их помощью вы приучите тело занимать в воде единственно правильную позицию, при которой сопротивление в воде будет минимальным. У этих упражнений «говорящие» названия: «Сосисочка» «Стрелка» С помощью первого упражнения – «Сосисочки» – мы научимся расслабляться в воде, сливаться с ней, опираться на неё. Упражнение же «Стрелка» поможет выработать навык занимать единственно правильную позицию тела в воде при плавании кролем, брассом или баттерфляем .

    Упражнение «Сосисочка» . Стоя в воде по пояс нужно вдохнуть, расслабиться и погрузиться в воду лицом вниз. А после – повисеть так в воде на задержке дыхания. При этом важно, чтобы все Ваше тело полностью расслабилось!!! Ваши ноги должны плетьми висеть в воде, ни в коем случае не опирайтесь на них! Но особенно важно, чтобы были расслаблены шея и голова! Повисев так в воде «сосиской», через 20-30 секунд мягко встаньте на ноги и поднимите голову из воды. Смысл этого упражнения: Вы должны получить две точки опоры (внимание!) в воде: первая точка – Ваше лицо, вторая – грудь. При этих двух точках опоры Вам будет удобно совершать движения руками и ногами, каким бы стилем Вы не плыли в дальнейшем. Потому что эти две точки опоры – это устойчивость, Ваш «фундамент» в воде! И не думайте пока, а как же я буду вдыхать?! Дыхание в плавании мы разберем позже!! Типичная ошибка взрослого человека, обучающегося плаванию: неумение с первого раза расслаблять голову при погружении в воду. В чём причина? Рабочий день за компьютером, регулярное длительное напряжение, страх воды с детства. Поэтому посвятите этому упражнению столько времени, сколько понадобится для успешного его выполнения. При выполнении «Сосисочки» должны быть расслабленными шея, руки, голова, глаза и даже брови. Ещё один важный момент: глаза должны быть обязательно открытыми. Опытным путём многократно проверено: с закрытыми глазами упражнение выполняется намного хуже, чем с открытыми.

    Упражнение «Стрелка». Важно! Позиция пловца в «Стрелке» является базовым положением тела в воде при плавании кролем, брассом или баттерфляем! Нет смысла разучивать какие-то другие элементы из этих стилей, если не научились правильно выполнять «Стрелку». Все остальные движения из перечисленных стилей плавания словно «приклеиваются» к этому базовому положению. Итак, для выполнения этого упражнения нужно вытянуть руки перед собой. Лучше, если руки будут разведены параллельно друг другу, особенно если упражнение выполняется новичком. В таком положении обе руки опираются на воду. Можно представить руки парой лыж, расположенных параллельно друг другу и упирающихся в лыжню, в нашем случае – на воду. Руки нужно держать на поверхности воды, не опуская их под воду и не поднимая полностью из воды. При этом одна нога изначально согнута и опирается в бортик. Сделайте вдох, опустите голову в воду «сосисочкой», взгляд направлен на дно. И только после того, как мы ляжете грудью и головой на воду, подтяните вторую ногу к бортику и сделайте мягкий, упругий толчок. А после – проскользите так до полной остановки. В чём смысл этого упражнения? Такая позиция тела в воде вызывает наименьшее сопротивление! А значит, чем чаще Вы будете приводить тело в такое эталонное положение во время скольжения при плывании брассом, кролем или баттерфляем, тем больше сил будете экономить! Но если начнете напрягать шею, и приподнимать лицо, туловище тут же начнет опускаться в воду, давать осадку «на корму». А в таком полувертикальном положении плыть значительно трудней. Если же голова не просто опускается в воду, но ещё и расслабляется, то начинает всплывать грудная клетка. При расслабленном лице мы на него и опираемся. В таком горизонтальном положении, являющимся базовым, плыть гораздо легче. А это нам и нужно!

    Три ошибки при при выполнении «стрелки» Часто, освоив «Стрелку, новички, особенно дети, делают такую ошибку, как подпрыгивание при нырянии. Чем чревата такая ошибка? После такого прыжка голова уходит сразу же под воду. И при этом, во-первых, в нос может попасть вода, а во-вторых, провалившись после прыжка под воду, новичок инстинктивно хочет поднять голову наверх. А плыть в Стрелке с напряженно-приподнятой головой неправильно по причине, которую мы описали выше! При правильном подходе нужно вдохнуть, мягко положить лицо на воду, без прыжков, а потом оттолкнуться и второй ногой, подтянув её предварительно к бортику. Вторая ошибка – это раздвинутые ноги во время скольжения, потому что они будут цепляться за воду и затормаживать продвижение в воде. После толчка от бортика держите ноги вместе, а носки вытяните. Третья ошибка не очень принципиальная, но обратить на нее внимание все-таки стоит: новичок зачастую при выполнении Стрелки держит руки впереди не прямыми, а полусогнутыми. При обучении кролю на груди важно, чтобы руки были прямыми в момент их вывода вперед, в подготовительную позицию для гребка. А если при разучивании «Стрелки» руки недостаточно прямые, то потом будет происходить то же и при плавании кролем: Вы их будете выводить вперед полусогнутыми, а от этого длина гребка будет маленькой, недостаточной для хорошего и правильного скольжения. Именно поэтому «лыжи» у «стрелки» должны быть изначально прямыми. Держите руки прямыми!!

    Повторение – Мать учения. Если у Вас есть возможность захватить с собой смартфон в бассейн, и, выбрав безопасное для него место, просмотреть еще раз материалы этого видео урока в режиме он-лайн, то эффект от занятий будет еще выше. И будет очень здорово, если во время выполнения Вами упражнений, кто-нибудь сможет сделать их видеозапись. Просмотрев записанный материал, Вы сможете значительно быстрее устранить ошибки и научиться правильно выполнять Сосисочку и Стрелку. Два Главных упражнения при обучении плаванию. А после – двигаться дальше! К следующим нашим урокам!!

    При обучении плаванию решаются следующие основные задачи: - укрепление здоровья, закаливание организма человека, привитие стойких гигиенических навыков;- изучение техники плавания и овладение жизненно необходимым навыком плавания;- всестороннее физическое развитие и совершенствование таких физических качеств, как сила, гибкость, выносливость, быстрота, ловкость;- ознакомление с правилами безопасности на воде

    От возраста и физической подготовленности зависят дозировка и нагрузки , методика преподавания, а также быстрота освоения учебного материала. Быстрее всех учатся плавать дети от 10 до 13 лет. Обучение плаванию детей младшего школьного возраста требует больше времени - из-за медленного освоения техники движений и трудностей, связанных с организацией занятий (они медленно раздеваются и одеваются, плохо знают команды, легко отвлекаются, быстро теряют интерес к заданию и т. д.). Кроме того, составление программы обучения зависит от количества занятий в неделю, продолжительности каждого занятия. Условия для занятий - естественный или искусственный водоем, глубина и температура воды, климатические и погодные условия - также оказывают существенное влияние на подбор упражнений и методику проведения занятий. Таким образом, содержание программы - учебный материал и методические указания - должно соответствовать задачам обучения, возрасту и подготовленности занимающихся, продолжительности курса обучения и условиям для проведения занятий.

    Обучение детей плаванию проводится в форме групповых занятий. Такие занятия более эффективны, им присущ элемент соревнования. На групповых занятиях удобнее проводить воспитательную работу с детьми, используя влияние коллектива и обеспечивая тем самым хорошую успеваемость. Однако, занимаясь с группой, инструктор должен учитывать индивидуальные особенности каждого ученика как личности, а также его способности к плаванию. В связи с этим методика обучения плаванию строится на сочетании группового и индивидуального подхода к занимающимся. Детей, как правило, обучают технике спортивного плавания, потому что, во-пёрвых, контингент юных пловцов является резервом для отбора спортивное плавание; во-вторых, предварительное освоение облегченного способа плавания и последующее переучивание занимают больше времени; в-третьих, дети быстро теряют интерес к обучению «непрестижным» способам плавания. В связи с этим в программах по плаванию предусматривается одновременное обучение плаванию двумя (схожими по структуре движений) способами: кролем на груди и на спине. Это позволяет увеличивать количество упражнений и изменять условия их выполнения. Разнообразие упражнений не только развивает моторную обучаемость, но и стимулирует активность и интерес на занятиях плаванием, что является необходимым методическим требованием работы с детьми.

    Весь процесс обучения плаванию условно делится на четыре этапа .

    1. Показ техники изучаемого способа плавания лучшими пловцами; использование средств наглядной агитации (плакатов, рисунков, кинофильмов др.) Таким образом у новичков создается представление об изучаемом способе плавания, стимулируется активное отношение и интерес к занятиям. Если позволяют условия (наличие мелкого места), то инструктор разрешает новичку попробовать плавать показанным способом.

    2. Предварительное ознакомление с техникой изучаемого способа плавания (положение тела, дыхание, характер гребковых движений). Проводится на суше и в воде. Занимающиеся выполняют общеразвивающие и специальные физические упражнения, имитирующие технику плавания, также упражнения для освоения с водой.

    3. Изучение отдельных элементов техники плавания и затем изучаемого способа в целом. Техника плавания изучается в следующем порядке: положение тела, дыхание, движения ногами, движения руками, согласование движений; При этом освоение каждого элемента техники проводится в постепенно усложняющихся условиях, предусматривающих в конечном счете выполнение упражнений в горизонтальном безопорном положении (рабочая поза пловца). Каждый элемент техники плавания изучается в следующем порядке:- ознакомление с движением на суше. Проводится в общих чертах без совершёнствования деталей, поскольку условия выполнения движения на суше и в воде различны;

    Изучение движений в воде с, неподвижной опорой (на месте). При изучении движений ногами в качестве опоры используют бортик бассейна, дно или берег водоема и т. д. Движения руками изучают стоя на дне по грудь или по пояс в воде;

    Изучение движений в воде с подвижной опорой. При изучении движений ногами в качестве опоры используют плавательные доски. Движения руками изучаются во время медленной ходьбы по дну или лежа на воде в горизонтальном положении (с поддержкой партнера);- изучение движений в воде без опоры. Все упражнения выполняются в скольжении и плавании.

    Последовательное согласование разученных элементов техники проводится в следующем порядке: движения ногами с дыханием, движения руками с дыханием, движения ногами и руками с дыханием, плавание с полной координацией. Несмотря на изучение техники плавания по частям на этом этапе необходимо стремиться к целостному выполнению техники способа плавания, насколько это позволяет подготовленность занимающихся.

    4. Закрепление и совершенствование техники плавания. На этом этапе ведущее значение имеет плавание изучаемым способом с полной координацией. В связи с этим на каждом занятии соотношение плавания с полной координацией и плавания с помощью ног и рук должно быть 1:1

    При обучении плаванию применяются общеразвивающие, специальные физические упражнения, упражнения для освоения с водой, для изучения техники плавания, простейшие прыжки в воду, игры и развлечения на воде. Некоторые из этих упражнений используют в течение всего периода обучения, другие - на каком-то определенном его этапе. Так, например, упражнения для освоения с водой применяются только на первых, занятиях и почти не используются в дальнейшем. А вот общеразвивающие, специальные физические упражнения и большинство упражнений для изучения техники плавания выполняются на протяжении всего периода обучения.

    Если говорить о пользе общеразвивающих и специальных физических упражнений, то прежде всего надо сказать, что они способствуют общему физическому развитию, воспитывают ловкость, координацию движений, силу и подвижность в суставах то есть качества, необходимые для успешного освоения плавания. Общеразвивающие физические упражнения, укрепляя мышцы туловища, вырабатывают правильную осанку, развивают силу рук и ног, что очень важно для пловца. Специальные физические упражнения по форме и характеру движений близки к технике плавания. Они развивают в основном группы мышц, выполняющих основную работу при плавании. В практике плавания составляется специальный комплекс общеразвивающих и специальных упражнений. Он включает учебный материал, предназначенный для выполнения в воде. Обычно комплекс начинается с разогревающих и дыхательных упражнений различные виды ходьбы, бега с прыжками и движениями руками. Затем идут упражнения для развития мышц туловища, плечевого пояса, рук и ног - наклоны, приседания, круговые движения туловища и таза, отжимания и т. д. Маховые и рывковые движения руками и ногами с большой амплитудой и упражнения на гибкость нужно выполнять после того, как мышцы разогреются. В комплекс включаются также упражнения, имитирующие технику плавания на суше, - например, движения ногами и руками отдельно и в сочетании с дыханием. По характеру движений они близки к технике плавания и подводят занимающихся к ее освоению в воде, поэтому каждый комплекс обычно заканчивается имитационными упражнениями. Например, комплекс общеразвивающих и специальных упражнений на суше во время обучения кролю на спине и груди так как эти способы предусмотрены в программе по обучению плаванию в летних оздоровительных лагерях. Комплекс 1. (выполняется до начала обучения и на первых 5-6 уроках по обучению кролю на груди и на спине).1. Ходьба, бег, наклоны, приседания.2. И. п. - сидя, одна нога согнута. Взяться руками за пятку и носок стопы и крутить ее вправо и влево. Проделать 20 раз каждой ногой.3. И. п. - сидя, упор руками сзади; ноги прямые, носки оттянуты. Проделать сначала скрестные движения ногами, а потом - как при плавании кролем. Упражнение выполняется в быстром темпе, от бедра, с небольшим размахом стоп.4. И. п. - стоя, руки вверху, кисти соединены (голова между руками). Подняться на носки, потянуться вверх; напрячь все мышцы рук, ног и тела; затем расслабиться. Повторить напряжение 5-6 раз. Это упражнение подводит к правильному выполнению скольжения и умению держать туловище при плавании напряженным (рис. 23, а).5. И. п. - стоя, руки согнуты в локтях, кисти к плечам. Круговые движения руками вперед и назад. Сначала одновременно, затем попеременно каждой рукой. Проделать 20 раз.

    6. «Мельница». И. п. - стоя, "одна рука поднята вверх, другая опущена вниз. Круговые движения руками вперед и назад вначале в медленном, а затем в быстром темпе. Во время выполнения упражнения руки должны быть прямые.7. Й. п. - стоя, ноги на ширине плеч. Наклониться вперед (смотреть прямо перед собой), одна рука впереди, другая сзади у бедра. В этом положении круговые движения руками вперед («мельница»). Выполнять в течение 1 мин.8. Упражнение 7 выполняется с закрепленными резиновыми амортизаторами (приучает преодолевать сопротивление воды на суше).9. Упражнение с резиновыми амортизаторами для кроля на спине.Комплекс 2 (выполняется во время обучения кролю: на груди и на спине).1. Проделать упражнение 4 комплекса -1 в положении лежа на груди (или на спине); руки вытянуты вперед.

    2. И. п. - стоя, ноги на ширине плеч. Наклониться вперед (смотреть прямо перед собой); одна рука упирается в колено, другая вытянута вперед. Движения свободной рукой, как при плавании кролем.

    3. To же упражнение с остановкой руки в трех положениях: рука впереди, в середине гребка, в конце гребка. Во время каждой остановки не меньше 3 раз напрягать мышцы руки и плеча.

    4. Упражнение 5 комплекса 1 выполнить в сочетании с ходьбой и бегом.5. Упражнение 6 комплекса 1 выполнить в сочетании с ходьбой на месте.6. Согласование дыхания с движением одной рукой, как при плавании кролем. И. п. - стоя, ноги на ширине плеч. Наклониться вперед, одна рука упирается в колено, другая - в положении конца гребка у бедра. Повернуть голову в сторону вытянутой руки и посмотреть на нее. Сделать вдох и начать движение рукой с одновременным выдохом. Следующий вдох выполняется, когда рука заканчивает гребок у бедра. Проделать 15-20 раз каждой рукой

    7. .Движения руками. кролем в сочетании с, дыханием. И. п. - стоя, ноги на ширине плеч. Наклониться вперед, одна рука вытянута вперед, другая - назад. Повернуть голову в сторону вытянутой назад руки и посмотреть на нее. Сделать вдох и начать гребковые движения руками с одновременным выдохом

    8. «Стартовый прыжок» И.п. - стоя, ноги на ширине стопы. По команде «На старт» согнуть ноги в коленях, наклониться вперед, руки опустить вниз. По команде «Марш!» сделать мах руками вперед-вверх, оттолкнуться ногами и сделать прыжок вверх. В полете соединить руки над головой и убрать голову между руками. Приземлиться на носки и встать в положение смирно. Повторить 5-6 раз

    Эти упражнения выполняются одновременно с изучением простейших элементов техники плавания. Основа хорошей техники - правильное положение тела в воде и правильное дыхание (с выдохом в воду). Упражнения для освоения с водой выполняются в течение первых 5-6 занятий. Осваивая их, занимающиеся учатся погружаться с головой в воду и открывать глаза, всплывать и правильно лежать на поверхности, выдыхать в воду и скользить по поверхности, сохраняя горизонтальное положение тела, характерное для техники спортивного плавания.

    Подготовительные упражнения выполняют на мелком месте, стоя по пояс или по грудь в воде: большинство из них делается с задержкой дыхания на вдохе. Как только занимающиеся освоятся с водой, почти все подготовительные упражнения исключаются из программы занятий. Постоянно выполняются и совершенствуются, только упражнения на скольжение и выдох в воду.

    Упражнения, знакомящие с плотностью и сопротивлением воды. Упражнения этой группы воспитывают у занимающихся чувство опоры о воду ладонью, предплечьем, стопой и голенью (что необходимо для постановки гребковых движений), приучают не бояться воды.1. Движение в воде туда и обратно, вначале шагом, а потом бегом.2. Ходьба с поворотами и изменением направления

    Всплывание и лежание на поверхности воды Эти упражнения позволяют занимающимся почувствовать состояние невесомости и научиться в горизонтальном положении лежать на поверхности воды на груди и на спине.

    1. «Поплавок». И. п. - стоя по грудь в воде. Сделать глубокий вдох и, приседая, погрузиться в воду с головой. Поджать под себя ноги и, обхватив руками колени, всплыть на поверхность. В этом положении задержать дыхание на 10-15с, затем вернуться в и. п.

    2. «Медуза». Сделав вдох, задержать дыхание и лечь на воду. Согнуться в пояснице и расслабить руки и ноги. Встать на дно (рис. 26, а).

    3. Всплыть «поплавком». Затем принять положение лежа на груди (руки и ноги прямые). Мысленно сосчитать до десяти и встать на дно (рис. 26,6).

    4. Стоя по пояс в воде, присесть так, чтобы подбородок оказался у поверхности воды; руки развести в стороны. Отклонить голову назад, погружая затылок в воду и все меньше и меньше опираясь ногами о дно. Медленно поднять сначала одну ногу, затем другую и принять положение лежа на спине, помогая себе только движениями кистей. Если ноги начнут погружаться, то надо приблизить руки к бедрам и поддерживать тело в равновесии с помощью небольших гребков кистями.

    5. Упереться руками о бортик или дно бассейна и лечь на грудь . Поднять к поверхности воды таз и пятки, сделать вдох и опустить лицо в воду. Повторить упражнение несколько раз (рис. 26, в).Выдохи в воду

    Умение задерживать дыхание на вдохе и выполнять выдох в воду является основой для постановки ритмичного дыхания при плавании.

    1. «Умывание». Побрызгать себе в лицо водой, делая в этот момент выдох.

    2. И. п. - стоя на дне. Наклонить туловище вперед так, чтобы рот оказался у поверхности воды, ладонями упереться в колени. Сделать через рот глубокий вдох, опустить лицо в воду и медленно выдохнуть в воду. Плавно поднять голову в и. п. и снова сделать вдох. Поднимание головы и опускание лица в воду сочетать таким образом, чтобы рот показывался из воды во время окончания выдоха в воду. Это упражнение повторяется в ритме нормального дыхания; на первом занятии - 10-15 раз, на последующих занятиях- 20-30раз подряд (с поворотом головы для вдоха влево или вправо).

    3. И. п. - стоя, ноги на ширине плеч. Наклониться вперед, руками упереться в колени. Голова в положении вдоха, щека лежит на воде. Открыть рот, сделать вдох, повернуть лицо в воду - выдох.4 . Опираясь руками о бортик или дно, лечь на грудь и принять горизонтальное положение. Вдохнуть и опустить лицо в воду. В этом же положении сделать 10- 15 выдохов в воду с поворотом головы в сторону для вдоха.

    3. Скольжения. Скольжения на груди и спине с различными положениями рук помогают освоить рабочую позу пловца - равновесие, обтекаемое положение тела, умение максимально выскальзывать вперед после каждого гребка, что является показателем хорошей техники плавания.1. Скольжение на груди . Стоя по грудь в воде, наклониться так, чтобы подбородок коснулся воды. Вытянуть руки вперед, соединив большие пальцы. Сделать вдох, плавно лечь на воду лицом вниз и, оттолкнувшись ногами от дна или бортика бассейна, принять горизонтальное положение. Скользить с вытянутыми ногами и руками по поверхности воды.2. Скольжение на спине . Встать спиной к берегу, руки вдоль туловища. Сделать вдох, задержать дыхание, присесть и, слегка оттолкнувшись ногами, лечь на спину. Поднять выше живот и прижать подбородок к груди. He садиться (следует помнить, что устойчивому положению на спине помогают легкие гребковые движения кистями около туловища; ладони обращены вниз).3. Скольжение на груди с различными положениями рук : руки вытянуты вперед, у бедер, одна впереди, другая у бедра.4. Скольжение на спине с различными положениями рук: руки вытянуты вперед, вдоль тела, одна рука впереди, другая у бедра.5. Скольжение на груди с последующими поворотами на спину и грудь

    Обучая плаванию детей, необходимо включать в занятия игры и развлечения на воде. Они помогают понять характер ребенка, приучают его к самостоятельности, инициативе, взаимовыручке, товариществу. Кроме того, игры проводятся с целью повторения и совершенствования элементов техники плавания. На занятиях по плаванию используются игры трех типов: простейшие, игры с сюжетом и командные. Простейшие игры включают элемент соревнования и не требуют предварительного объяснения. Это игры типа «Кто быстрее спрячется под воду?», «У кого больше пузырей?, «Кто дальше проскользит?» и т. д. Соревновательный элемент пробуждает у ребят стремление лучше выполнить задание, делает занятия более эмоциональными, повышает интерес к плаванию.

    Игры с сюжетом - основной учебный материал на уроках по плаванию для детей младшего школьного возраста. Их обычно включают после того, как дети освоились с водой. Если игра с сюжетом имеет сложные правила, ее нужно предварительно объяснить и разыграть на суше. Объясняя игру, нужно рассказать об ее содержании, правилах, выбрать водящего и разделить играющих на группы, равные по силам.

    Командные игры обычно проводятся на занятиях с детьми среднего школьного возраста. Сюда относятся почти все игры: «Мяч своему тренеру, «Водное поло» и др., а также командные эстафеты. Во время борьбы двух команд важно следить за правилами игры и дисциплиной ее участников. Инструктор должен не-медленно пресекать грубость, нарушение правил, нетоварищеское поведение. После окончания игры он объявляет результаты, называет победителей и проигравших и обязательно отмечает участников, проявивших себя с лучшей стороны.

    Игры и развлечения на воде проводятся в конце основной и в заключительной частях урока, в течение 10-15мин. Выбор игры зависит от задач урока, глубины и температуры воды, количества, возраста и подготовленности занимающихся. В каждой игре должны участвовать все занимающиеся. В игру необходимо включать только упражнения, известные детям. В прохладной воде нужно проводить игры с движениями, выполняемыми в быстром темпе.

    Игры с преодолением сопротивления воды «Кто выше?» Стоя в воде, присесть, оттолкнуться ногами от дна и выпрыгнуть как можно выше из воды.«Переправа». Ходьба с помощью гребков руками.«Кто быстрее?» Бег в воде с помощью гребков руками.«Море волнуется». Стоя в одной шеренге, играющие по команде «Море волнуется» расходятся в любом направлении (их разогнал ветер). По команде «На море тихо» быстро занимают свои места. При этом инструктор считает: «Раз, два, три - на место встали мы». Опоздавший лишается права продолжать игру. «Волны на море». Играющие выстраиваются в шеренгу. Затем берутся за руки и, присев, опускают их на воду. Выполняют движения обеими руками вправо влево, поднимая волны. «Рыбы и сеть», Выбирают двух водящих. Остальные играющие разбегаются. Водящие, держась за руки («сеть»), стараются поймать «рыбу»- для этого им нужно замкнуть руки вокруг пойманного игрока. Пойманный игрок присоединяется к водящим, образуя с ними «сеть». Игра кончается, когда все «рыбы» пойманы.

    Игры с погружением в воду

    «К.то быстрее спрячется под воду?» По сигналу инструктора дети приседают и погружаются в воду.«Хоровод». Играющие берутся за руки и идут по кругу. Сосчитав вслух до десяти, они делают вдох и погружаются в воду. Затем встают, и хоровод движется в противоположную сторону.«Поезд и тоннель». Играющие выстраиваются в колонну и кладут руки на пояс друг другу, образуя «поезд». Двое играющих становятся лицом друг к другу, взявшись за руки (руки опускают на поверхность воды), - это «тоннель». Чтобы «поезд» прошел через «тоннель», его «вагоны» поочередно подныривают. После того как весь «поезд» прошел «тоннель», изображающие «тоннель» заменяются ребятами из «поезда».«Сядь на дно». По команде инструктора дети садятся на дно, погружаясь с головой в воду.«Насос». Играющие стоят парами лицом друг к другу и держатся за руки. Поочередно они погружаются с головой в воду: как только один появляется из воды, другой приседает и скрывается под водой.«Лягушата». Играющие встают в круг. По команде «Щука!» «лягушата» подпрыгивают вверх, по команде «Утка!» - прячутся под воду. Неверно выполнивший команду выходит на середину круга и продолжает игру вместе со всеми.

    Игры на всплывание и лежание на воде

    «Поплавок», «Медуза».

    «Пятнашки с поплавком». «Пятнашка» старается осалить кого-нибудь из играющих. Спасаясь от «пятнашки», они принимают положение «поплавок». Если «пятнашка» дотронется до играющего раньше, чем он принял это положение, они меняются местами.

    Игры с выдохом в воду

    «У кого больше пузырей». Играющие погружаются в воду и делают длинный выдох. Инструктор определяет победителя по количеству пузырей на поверхности воды.

    «Ванька-встанька». Играющие делятся на две шеренги, встают друг против друга и попарно берутся за руки. По первому сигналу инструктора игроки одной шеренги опускаются под воду и делают глубокий выдох (глаза открыты). По второму сигналу в воду погружаются игроки второй шеренги.

    Игры с открыванием глаз в воде

    «Найди клад». Инструктор бросает на дно какой-нибудь предмет. По его команде играющие погружаются в воду и пытаются найти и достать этот предмет.«Морской бой». Играющие делятся на две шеренги и встают лицом друг к другу на расстоянии 1 м. По сигналу инструктора они начинают брызгать водой друг другу в лицо. Выигрывают те, кто не отворачивался и не закрывал глаза. Во время игры нельзя сближаться и касаться друг друга руками.«Брод». Играющие поочередно передвигаются по дну бассейна в заданном направлении. Ориентиром движения могут быть полоса, идущая по середине бассейна, или предметы, разложенные на дне. Чтобы не сбиться с пути и лучше разглядеть ориентир, играющие опускают голову в воду.

    Игры со скольжением и плаванием

    «Скользи вперед». Играющие встают в шеренгу и выполняют скольжение на груди и на спине.

    «Торпеды». Играющие по команде инструктора, выполняют скольжение на груди с. движением ногами кролем. Затем они проделывают то же на спине «Кто победит?» Плавание (при помощи рук) кролем ^ на груди и брассом на спине.

    «Эстафета». В игре участвуют две команды. Играющие могут плыть любым способом. Если они освоили все спортивные способы плавания, инструктор проводит комбинированные эстафеты, где участники плывут разными способами при помощи ног.

    Игры с мячом

    «Борьба за мяч». Играющих делят на две команды. Игроки одной команды, плавая в любых направлениях, перебрасывают мяч друг другу. Игроки второй команды стараются отнять мяч; Как только мяч будет пойман, команды меняются местами.

    Волейбол в воде». Играющие располагаются по кругу и, ударяя по мячу, передают его друг другу. При этом они стараются, чтобы мяч как можно дольше не падал в воду.

    «Мяч тренеру». В игре участвуют две команды. Первая выстраивается по одну сторону бассейна, вторая - по другую. У каждой команды - тренер. Он участвует в игре, стоя на противоположном от своей команды бортике бассейна. Игроки стремятся завладеть мячом, находящимся в центре поля, и, перебрасывая ёго двумя руками, стараются отдать мяч в руки своему тренеру. Выигрывает команда, которой удалось сделать это большее количество раз.

    Развлечения в воде

    «Кто найдет брошенный на дно предмет?» «Кто проскользит у поверхности воды 5 (6) м?

    «Мяч no кругу». Играющие стоят на дне и перебрасывают мяч друг другу.«Чехарда». Играющие встают в колонну по одному на расстоянии 2м друг от друга и наклоняются вперед. Игрок, стоящий последним, перепрыгивает через каждого, стоящего впереди.

    Кто перетянет?. Двое игроков, захватив друг друга ногами, гребут что есть силы руками, стараясь. протащить за собой партнера.«Летающий дельфин». Стоя на дне, играющие выпрыгивают из воды вверх-вперед и, выбросив руки вперед, снова входят в воду. При этом они стараются выпрямить тело и проскользить под водой вперед. Наиболее оптимальными способами обучения плаванию является кроль на спине и груди Кроль на груди На суше1. Движений ногами кролем. Сесть, уперевшись руками сзади, отклониться назад (ноги выпрямить, носки оттянуть). Движения ногами под счет инструктора: «раз», «два», «три» и т. д. Движение выполнять от бедра с небольшим размахом.2. Движения ногами кролем в положении лежа на груди.3. Движения руками кролем в положении стоя с наклоном. Выполняются вначале одной рукой, а затем двумя руками.4. Согласование движений руками с дыханием. Выполняется вначале одной, а затем двумя руками.

    В воде1. Движения ногами кролем в положении опоры о дно или бортик бассейна. Лечь на грудь, опереться Руками о дно или бортик бассейна; тело выпрямить носки оттянуть. Выполнять движения ногами кролем; стараясь создать фонтан брызг 2. Плавание с доской при помощи движений ногами кролем.3. Скольжение на груди с движениями ногами кролем и разными положениями рук (вытянуты вперед; одна впереди, другая у бедра; вдоль бедер) 4. Выдохи в воду в положении стоя с наклоном и поворотом головы на вдох.5. Движения руками кролем. Стоя на дне наклониться вперед (подбородок у воды; одна рука впереди, другая сзади у бедра). Выполнять движения руками, как при плавании кролем 6. To же с передвижением по дну.7. Согласование движений руками кролем с дыханием в положении стоя на дне с наклоном вперед. Вначале выполняется одной рукой, а затем двумя 8. Скольжение с движениями руками кролем (с задержкой дыхания 10-15с).9. Плавание кролем с задержкой дыхания.10. Плавание кролем с постепенным увеличением расстояния. Кроль на спинеНа суше1. Движения ногами кролем в положении сидя.2. «Мельница» - выполнение круговых движений руками в направлении назад.3. «Мельница» с притопыванием (на один «гребок» рукой три шага). В воде1. Сидя на бортике бассейна, опустить ноги в воду. Выполнить движения ногами кролем.2. В.положении на спине взяться за бортик (руки на ширине плеч). Выполнить движения ногами кролем.3. Скольжение на спине с движением ногами кролем. Руки в положении у бедер. Вначале можно поддерживать тело гребковыми движениями кистей.4. Скольжение на спине с движениями ногами кролем (руки вытянуты за головой).5. Плавание на спине при помощи ног с различными положениями рук: за головой, у бедер, одна впереди, другая у бедра.6. Плавание на спине при помощи ног и раздельных гребков руками. Исходное положение рук: одна впереди (за головой), другая у бедра. Сделать гребок одной рукой и пронести вперед по воздуху другую руку. Пауза, сопровождаемая движением ногами. Затем сделать гребок второй рукой и пронести первую руку по воздуху в и. п. - и т. д.7. Плавание кролем на спине на расстояние 5 (10) м с задержкой дыхания на вдохе.8. Плавание кролем на спине с постепенным увеличением расстояния.

    При обучении плаванию применяются три основных группы методов - словесные, наглядные, практические ). Используя объяснение, рассказ давая указания, оценку действии и др., дает ученикам создать представление об изучаемом движении, понять его форму, содержание, осмыслить устранить ошибки. Краткая, образная и понятная речь педагога определяет успех применения этих методов. Помимо решения учебных задач педагог устанавливает взаимоотношения с занимающимися, воздействуя на их чувства. Эмоциональная окраска речи усиливает значение слов, - помогает решению учебных и воспитательных задач, стимулирует активность, уверенность, интерес. Учитывая специфику плавания, все необходимые объяснения, обсуждения и др. инструктор проводит на суше - до или после занятий в воде. Когда группа находится в воде, инструктор отдает только лаконичные команды, распоряжения, чтобы дети не замерзли. Например, он говорит: «Сейчас выполним скольжение на груди. Руки вытянуть вперед. Принять исходное положение. Сделать вдох - «толчок» (последняя команда дается голосом или свистком). После выполнения упражнения, когда ребята встали на дно и повернулись лицом к инструктору, подводятся итоги: «Хорошо. Тело нужно держать напряженным, больше тянуться вперед. А теперь посмотрим, кто дольше проскользит. Принять исходное положение. Сделать вдох и...»Таким образом, с помощью команд инструктор как бы управляет группой и ходом обучения.

    Все задания на уроке выполняются под команду; она подается коротко, в приказном тоне. Команды определяют начало и окончание движения, исходные положения при выполнении заданий, место и направление для проведения учебных заданий, темп и продолжительность их выполнения. Команды делятся на предварительные и исполнительные. С детьми младшего школьного возраста команды используются с большими ограничениями. Подсчет в плавании применяется только в начальный период обучения - для созданий необходимого темпа и ритма выполнения движений. Подсчет осуществляется голосом, хлопками, односложными указаниями: «раз-два-три, раз-два-три» и т. д. -: при изучении движений ногами кролем: коротким «вдох и длинным «выдох» - при освоении выдоха в воду. Кроме команд, необходимо давать методические указания, предупреждающие возможные ошибки и оценивающие результаты выполнения упражнений В них чаще всего уточняются отдельные моменты и условия правильного выполнения упражнения. Так при выполнении скольжения на спине инструктор может указать, что упражнение получится только в том случае; если занимающиеся примут положение лежа, а не сидя

    Как известно, учебные варианты упражнений для изучения техники плавания значительно отличаются от техники плавания в совершенном, мастерском исполнении. Поэтому, чтобы добиться нужных движений" при начальном обучении плаванию, инструктору приходится давать порой неточные с точки зрения высокого технического мастерства объяснения. Результат этих неверных на первый взгляд пояснений - наименьшее число ошибок и быстрое освоение учебного варианта техники плавания. Например, объясняя движения ногами и руками кролем, инструктор говорит: «Ноги и руки должны; быть прямые и напряженные, как палки». Конечно, ноги и руки невозможно, да и не нужно держать таким образом: во время плавания они, встречая сопротивление воды, будут сгибаться настолько, насколько нужно для правильного гребка. Подобная ориентировка позволяет; избежать типичной ошибки для всех начинающих - излишнего сгибания ног и рук.К наглядным методам относятся показ упражнений и техники плавания, учебных наглядных пособий, кинофильмов, а также применение жестикуляции. Наряду с образным объяснением наглядное восприятие помогает понять сущность движения, что способствует быстрому и прочному его освоению. Особенно велика роль наглядного восприятия при обучении детей. Сильно в выраженная склонность к подражанию, особенно у младших школьников, делает наглядность наиболее эффективной формой обучения движениям в целостном виде, так и с разделением движения на части (замедленным его выполнением, остановками в главных фазах). Гребок рукой в кроле, к примеру, изучается с остановкой руки в трех основных фазах гребка. Во время остановок рекомендуется 2-3 раза напрягать мышцы руки по 3-5 с. Однако выполнением техники плавания по частям увлекаться не нужно. Как только занимающиеся получили представление о способе плавания в целом, они должны как можно больше плавать. Учебные варианты техники на суше демонстрирует инструктор, в воде - занимающиеся, у которых лучше получается данное упражнение. Показ осуществляется не только до начала занятия (на суше), но и во время него.

    Эффективность показа определяется положением инструктора по отношению к группе:1) инструктор должен видеть каждого занимающегося, чтобы исправить его ошибки; 2) занимающиеся должны видеть показ упражнения в плоскости, отражающей его форму, характер и амплитуду.

    Зеркальный показ применяется только при изучении простых общеразвивающих упражнений. Негативный показ («как не надо делать») возможен только при том условии, если у занимающихся не создается впечатления, что их передразнивают.

    Практические методы. При обучении плаванию все упражнения сначала разучиваются по частям, а затем воспроизводятся в целостном виде. Таким образом, изучение техники плавания идет по целостно-раздельному пути, который предусматривает многократное выполнение отдельных элементов техники, направленное на овладение cпoсобом плавания в целом. Разучивание по частям облегчает освоение техник плавания, позволяет избежать излишних ошибок, что сокращает сроки обучения и повышает его качество Разучивание в целом применяется на завершающе: этапе освоения техники плавания. Подчеркнем, что совершенствование техники плавания проводится только путем целостного выполнения плавательных движений

    Соревновательный и игровой методы широко применяются в начальном обучении плаванию. Оба метода привносят на занятия оживление, радость, эмоции. Прежде чем упражнение будет включено в игру или соревнование, его обязательно следует выполнить всей группой. Элемент соревнования мобилизует силы и возможности, способствует проявлению воли, настойчивости, инициативы, повышает динамизм занятий. Метод непосредственной помощи применяется в том случае, если после объяснения и показа задания новичок все же не может его выполнить. Инструктор берет руки (ноги) занимающегося в свои руки и помогает ему, несколько раз правильно воспроизвести движение.

    Таким образом при обучении плаванию решаются следующие основные задачи: - укрепление здоровья, закаливание организма человека, привитие стойких гигиенических навыков;

    Изучение техники плавания и овладение жизненно необходимым навыком плавания;- всестороннее физическое развитие и совершенствование таких физических качеств, как сила, гибкость, выносливость, быстрота, ловкость;

    Ознакомление с правилами безопасности на воде.

    Плаванию можно обучать детей с грудного возраста. Занятия плаванием укрепляют опорно-двигательный аппарат ребенка, развивают также физические качества, как выносливость, сила, быстрота, подвижность в суставах, координация движений; они также своевременно формируют «мышечный корсет. способствует выработке хорошей осанки, предупреждая искривления позвоночника, устраняют возбудимость и раздражительность.

    При обучении плаванию применяются общеразвивающие, специальные физические упражнения, упражнения для освоения с водой, для изучения техники плавания, простейшие прыжки в воду, игры и развлечения на воде.

    Занятия плаванием устраняют нарушения осанки, плоскостопие, гармонично развивают почти все группы мышц - особенно плечевого пояса, рук, груди, живота, спины и ног. Плавание отлично тренирует деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

    Методы обучения

    Методы обучения - это наиболее рациональные приемы, посредством которых педагог воспитывает у занимающихся необходимые умения и навыки и передает им свои знания. Известны три основные группы методов обучения - словесные, наглядные и практические.

    Словесные методы. С помощью словесных методов у учащихся создают предварительное представление об изучаемом движении, о его форме и характере, способствуют развитию умения анализировать созданное педагогом представление о движении, выявлять, и устранять ошибки. Видами словесных методов являются объяснение, рассказ, беседа, замечание, команда и распоряжение, указание, подсчет и др. Специфика обучения плаванию предъявляет к словесным методам свои требования. Например, подробные объяснения техники плавания нужно проводить на суше, а в воде следует напоминать лишь о главных деталях упражнений, не допуская переохлаждения детей.

    Объяснение - это изложение сути изучаемого конкретного понятия, движения, действия. Оно приучает занимающихся к логическому осмысливанию основного содержания преподаваемого материала и помогает выделить из него основные, наиболее важные детали, факты. Например, объясняя тему урока, преподаватель выделяет главные ее моменты и на. них сосредоточивает внимание учащихся.

    Рассказ - это сжатое повествование, характеризующееся единым направлением и последовательным раскрытием содержания. При использовании рассказа как одного из словесных методов обучения физическим упражнениям в нем должны иметь место факты, выражающие сущность изучаемого понятия (материала).

    Беседа как метод обучения проводится в форме вопросов и ответов с целью выявления знаний, проверки степени понимания сущности изучаемых движений, обсуждения возникающих ошибок и способов их устранения. Разновидностью беседы является анализ, предусматривающий детальное осмысливание и обсуждение содержания упражнений, движений, действий. Вопросы в процессе беседы активизируют занимающихся и повышают интерес к ее содержанию. Они концентрируют внимание собеседников на обсуждаемом факте. В целях исправления возникающих при выполнении движений ошибок преподаватель делает замечания. Они должны, быть краткими, конкретными и понятными.

    Команды и распоряжения применяются для правильной организации и четкого руководства деятельностью занимающихся в процессе урока. Они определяют место, время, направление и продолжительность выполнения отдельных движений и действий. Команды должны побуждать учащихся к немедленному и беспрекословному выполнению движений или действий. ^Различают команды предварительные, мобилизующие внимание учащихся, и исполнительные, после которых они начинают упражнение. Команды надо отдавать громко, четко, в повелительном тоне. На уроке плавания иногда вместо команд используют распоряжения, например: "Поставить кисти на колени", "Взяться руками за желоб" и т. д.

    Для определения темпа и ритма движений, а также акцентирования внимания на отдельных деталях упражнений используется подсчет. Подсчет может вести преподаватель или вся группа занимающихся одновременно.

    Указания - это объяснения в краткой, сжатой форме. По мере накопления учащимися двигательного опыта преподаватель использует указания для устранения ошибок, оценки выполняемого упражнения и т. д. Указания, как правило, даются без остановки движения (по ходу) голосом и жестами. Если, например, занимающийся, плывущий брассом, забывает разворачивать стопу при выполнении рабочего движения, то преподаватель подсказывает: "Стопа". Иногда полезно пользоваться методическим приемом контрастности: сначала показать неправильное положение какой-либо части тела, а затем правильное.

    Наглядные методы обеспечивают создание у занимающихся конкретного представления о изучаемом действии, движении или упражнении. Эти методы включают: показ упражнений, учебных наглядных пособий, кинокольцовок, учебных фильмов.

    Показ изучаемого упражнения проводится квалифицированным исполнителем лучше всего перед началом занятий в воде. Демонстратор должен уметь выделить наиболее характерные детали изучаемого движения.

    Во время показа группа должна располагаться так, чтобы особенности техники плавания были видны всем. Для этого упражнение показывают в плавании вдоль и поперек бассейна. Можно наблюдать за техникой пловца через смотровые окна, расположенные в стенках бассейна. Показ упражнений должен сопровождаться краткими объяснениями основных деталей техники.

    Учебные наглядные пособия -это циклограммы, кинограммы, плакаты, рисунки, диаграммы и графики. С помощью их преподаватель разъясняет учащимся элементы техники, координационные связки и важнейшие упражнения для изучения техники плавания.

    Кинокольцовки позволяют рассматривать любые детали техники многократно. При этом желательно, чтобы пленка была отснята ускоренно ("рапидом") тогда на экране движения будут демонстрироваться в замедленном темпе. Сложные детали техники можно рассматривать при остановке кадра.

    Учебные фильмы обычно содержат материал по обучению какому-то разделу программы или демонстрируют технику способов плавания. Такие фильмы лучше всего демонстрировать перед началом изучения соответствующего раздела программы или в процессе изучения, когда нужно напомнить занимающимся основные детали техники плавания.

    Помимо перечисленных методов, на занятиях по плаванию широко применяются звуковые, зрительные и комбинированные сигналы (голосом, свистком и жестами). О системе подачи сигналов преподаватель должен заранее договориться с учащимися.

    Практические методы. Группу практических методов составляют метод упражнения, соревновательный и др. Главным из этих методов является метод упражнения, который предусматривает многократное повторение движений, направленных на овладение элементами и способом в целом. Все упражнения, применяемые в процессе обучения плаванию, объединены в целостно-раздельную систему. Это значит, что изучаемый способ плавания вначале демонстрируется и анализируется (дается подробное объяснение), затем он расчленяется на составляющие его элементы (движения ногами, дыхание, согласование движений ногами и дыхания и др.), которые изучаются последовательно и подводят учащегося к освоению способа плавания в целом.

    При обучении плаванию широко используются многочисленные методические приемы, например облегчение или усложнение условий выполнения, медленное плавание, выполнение изучаемых движений в соревновательной или игровой форме и др. Рассмотрим некоторые такие приемы.

    Облегчение условий выполнения движений обычно проводится в мелком бассейне, при проведении урока поперек бассейна, при использовании облегченных способов плавания. Обучение в усложненных условиях, как правило, является кратковременным и способствует лучшему выполнению упражнений в обычных условиях. Применяются, например, такие приемы: переход к обучению в глубоком бассейне, плавание по всей длине бассейна безостановочно, удержание плавательной доски в руках в вертикальном положении, плавание с помощью только рук, ног и т. д.

    Медленное плавание применяется для оценки степени овладения навыком согласования движений и дыхания. Если занимающийся проплывает определенное расстояние с техническими ошибками, очень медленно и без остановок, с правильным дыханием, то это значит, что условнорефлекторная связь "движение-дыхание" образована и преподаватель может приступать к устранению наиболее серьезных ошибок в технике движений, а по мере их ликвидации увеличивать длину проплываемой дистанции и темп плавания. Если же по мере увеличения темпа плавания будет нарушаться дыхание, то следует вновь вернуться к медленному плаванию. С помощью медленного плавания можно эффективно обучать движениям руками и ногами.

    Выполнение изучаемых движений в соревновательной и игровой форме целесообразно по мере освоения движений в различных положениях (опорном, безопорном). Во время игры занимающиеся перестают контролировать правильность плавательных движений, поэтому здесь наиболее ярко проявляется степень освоения этих движений. Преподаватель контролирует действия занимающихся и после окончания игры указывает на допускаемые ими ошибки в технике плавания.

    Выполнение упражнений в форме простейших соревнований значительно повышает эффективность обучения. Однако нужно помнить, что при использовании этого приема учащиеся должны обязательно знать итоговый результат своей деятельности, иначе такой методический прием теряет свой смысл. На начальных этапах обучения в форме соревнования можно выполнять упражнения на оценку (в баллах), назвав того, кто сделал упражнения лучше всех. Применяются такие соревнования: "Кто дальше проскользит", "Кто быстрее всплывет", "Кто дольше пролежит на воде" и т. д. По мере освоения техники, кроме оценки в баллах, применяется плавание на скорость как по элементам (с помощью одних ног или рук) в опорном и безопорном положениях, так и в полной координации с использованием облегченных и спортивных способов плавания.

    При обучении плаванию часто используют различные ориентиры. Они могут быть постоянными и временными. Постоянными являются поперечные и продольные линии на дне бассейна, разные цвета окраски поплавков на дорожках, квадраты на поворотных щитах и другие обозначения, облегчающие условия выполнения заданий. Временными ориентирами могут быть: место, занятое преподавателем перед началом выполнения упражнений, предмет, установленный на определенном расстоянии от старта, дорожка, протянутая поперек или в длину бассейна, и т. д. Ориентиры помогают преподавателю в организации деятельности учащихся, облегчают постановку перед ними конкретных заданий.

    Упражнения можно выполнять в парах с поддержкой партнера, предварительно объяснив способ поддержки, очередность выполнения, задачи выполняющего движения и поддерживающего. При использовании этого методического приема поддерживающий становится помощником преподавателя. Он указывает выполняющему на допускаемые ошибки и помогает их устранить. Как правило, этот прием применяется после изучения упражнений у неподвижной опоры.

    В процессе обучения применяются и так называемые контрастные приемы. Например, учащийся выполняет упражнение на всплывание. Для того чтобы подчеркнуть необходимость предварительного глубокого вдоха и последующей задержки дыхания, ему предлагается не делать глубокого вдоха, погрузиться в воду и принять заданное положение (тело не поднимается на поверхность воды). Сразу после этого учащийся выполняет упражнение правильно (делает глубокий вдох, опускается в воду и задерживает дыхание), и тело всплывает на поверхность воды.

    Для того чтобы научить правильной технике плавания, нужно опробовать несколько ее вариантов, из которых выбрать "свой". С этой целью в процессе занятий следует выполнять упражнения с различными углами сгибания рук и ног, чередовать их, во время движений применять различные мышечные усилия при выполнении рабочих движений, а также плавать с изменением скорости. Такой методический прием способствует освоению варианта техники, отвечающего анатомо-физиологическим особенностям каждого занимающегося.

    При изучении упражнений и элементов техники используются образные выражения и сравнения, облегчающие понимание сущности задания. Например, "Гуди, как паровоз", "Задуй горящую свечу" (при изучении выдоха в воду); "Нырни как утка", "Вытянись в струнку", "Смотри, как убегает дно" (при обучении всплываниям и скольжениям); "Работай руками, как мельница", "Работай ногами, как лягушка" (при изучении элементов техники плавания).

    Наибольший эффект достигается при комплексном использовании различных методов и методических приемов в зависимости от задач урока.

    Общая схема обучения плаванию слагается из следующих этапов:

    демонстрация изучаемого способа плавания и его элементов;

    теоретическое обоснование (объяснение) техники данного способа и его элементов;

    опробование способа (попытка плавать изучаемым способом) ;

    практическое ознакомление с формой движений на суше;

    овладение элементами способа и отдельными сочетаниями движений в воде;

    освоение способа плавания в целом;

    совершенствование техники способа и его элементов.

    При демонстрации способа плавания в целом следует рассказать об основных особенностях техники изучаемого способа (положение тела, характер дыхания, форма движений рук и ног, согласование движений с дыханием и т. д.). Демонстрируя элементы способа плавания, необходимо четко указывать положение конечностей, выделять работу каждого их звена, объяснять положение основных гребущих поверхностей, указывать моменты наибольшего приложения усилий в рабочем движении, давать характеристику темпа и ритма движений. Здесь же следует показывать основные упражнения, с помощью которых изучаются различные элементы способа.

    После демонстрации и объяснения техники изучаемого способа необходимо рассказать занимающимся о его спортивном, прикладном и оздоровительном значении, в том числе о его популярности, скоростных возможностях, уровне рекордов, соревновательных дистанциях, об использовании его при спасании утопающих, буксировке груза, о значении в развитии двигательных качеств. Затем занимающиеся на мелком месте бассейна пытаются плавать изучаемым способом.

    Практическое ознакомление с формой движений на суше предусматривает выполнение основных имитационных упражнений, создающих у занимающихся представление об амплитуде, направлении и скорости движений конечностей, углах сгибания в суставах, о наиболее целесообразном согласовании движений в цикле и т. д.

    Овладение элементами способа и отдельными сочетаниями движений, а также освоение способа в целом осуществляется в воде. Для успешного овладения движениями в воде необходимо прежде "всего научиться принимать правильное исходное положение для выполнения всех упражнений. С этой целью в обязательном порядке перед изучением упражнения проводится опробование данного исходного положения.

    При обучении различным плавательным движениям используются многочисленные упражнения. Они должны выполняться так, чтобы последовательно расширять двигательный арсенал обучающихся. Это, в частности, достигается путем изменения положения рук при плавании с помощью одних ног. Однако не следует увлекаться увеличением числа упражнений. Нужно применять такие, которые были бы направлены на решение конкретной задачи, использовались бы для приобретения определенного навыка.

    Отдельные элементы техники облегченных и спортивных способов плавания и их согласования изучаются в таком порядке.

    1. В опорном положении без продвижения (опираясь руками о бортик или стоя на дне) и с продвижением (выполняя движения руками и продвигаясь по дну в положении наклона вперед). В опорных положениях в воде проводится подробное ознакомление с движениями и их предварительное изучение, и, 2. В безопорном положении с продвижением (скольжение с последующими движениями конечностями согласно заданию).

    3. В движении с подвижной опорой (о доску, надувной круг и пр.). Такое плавание используется для совершенствования навыка плавания и развития физических качеств.

    При изучении согласования движений с дыханием наиболее распространены следующие варианты.

    Вариант 1. Элемент техники изучается при произвольном (подбородок у воды) и задержанном на вдохе (голова опущена в воду) дыхании последовательно: в опорном (у бортика или стоя на дне) и безопорном (только на задержанном дыхании) положениях. Далее этот элемент в такой же последовательности изучается уже в согласовании с дыханием.

    Вариант 2. Элемент техники изучается при произвольном и задержанном на вдохе дыхании в опорном положении, затем в этом же положении, но уже в согласовании с дыханием. Далее проводится изучение элемента в безопорном положении на задержанном дыхании, затем в безопорном положении, но уже в согласовании с дыханием.

    Вариант 3. Элемент техники изучается в опорном положении. Первое упражнение, направленное на изучение этого элемента, вначале изучается при произвольном, затем при задержанном дыхании и, наконец, в согласовании с дыханием. Далее в такой же последовательности выполняются второе, третье и все последующие упражнения в опорном положении. По этому же принципу осуществляется изучение элемента техники в безопорном положении: каждое упражнение вначале выполняется на задержанном дыхании, а затем в согласовании с дыханием.

    Выбор того или иного варианта определяется главным образом степенью плавательной подготовленности учащихся. Если плавательная подготовленность средняя, то наиболее целесообразно использовать третий вариант, при плохой подготовленности - первый или второй.

    Однако в процессе обучения целесообразно комбинировать все варианты.

    При изучении способа плавания в целом следует проплывать заданные отрезки дистанции в оптимальном темпе, но выполнять при этом полный выдох в воду ("подчинять движения дыханию"). Только такое сочетание движений с дыханием может способствовать качественному освоению всех способов плавания в полной координации.

    В процессе обучения плаванию необходимо обращать внимание учащихся на основные ошибки и устранять их в первую очередь. Как правило, эти ошибки создают дополнительное сопротивление воды, мешают правильному выполнению рабочих движений, нарушают координацию движений и т. д.

    После выполнения любых упражнений, в том числе связанных с задержкой дыхания, следует каждый раз проделать несколько выдохов в воду.

    При совершенствовании техники способа плавания и его элементов используется безопорное плавание и плавание с подвижной опорой (доска, надувной круг и пр.) на небольшие отрезки дистанции. При плавании с помощью одних ног без опоры и с опорой о доску необходимо согласовывать движения ногами с дыханием (выдох выполнять в воду). По мере совершенствования техники и функциональной подготовленности занимающихся длина и скорость проплываемого расстояния увеличиваются.

    Понятно опишем что такое методика обучения плаванию. Многие подумали что сейчас увидят в этом разделе подробное описание о том, как научиться плавать? Нет, этот раздел совсем о другом. Здесь, как говориться вода и сырость, здесь просто текст. Но прочитав его, Вы просто поймете суть обучения плаванию, ведь это не сухое повторение упражнений за тренером.

    Итак, - это схема последовательного изучения и освоения отдельных элементов способа плавания и их согласования.

    Вот общая схема методики обучения плаванию :

    1. Обучение дыханию;

    2. Обучение работе ног;

    3. Обучение согласованию работы ног и дыхания;

    4. Обучение работе рук;

    5. Общее согласование работы рук, ног и дыхания.

    Это касается каждого способа плавания. Всему надо учиться последовательно и начинают изучение плавания с дыхания и работы ног. И на последующих занятиях отрабатывают сначала дыхание и работу ног, а потом уже приступают к изучению нового материала, например работе рук.

    Теперь важные моменты по методике обучения! У каждого тренера может быть своя методика отличающаяся от методики другого тренера. Эти различия основываются на опыте тренера.

    Второе, методика обучения плаванию зависит и от возраста обучающихся и их индивидуальных особенностей, так что приведенная схема не строго регламентирована и могут быть отступления. Но всё же данная схема - это основа методики обучения спортивным способам плавания проверенная многолетним опытом разных поколений тренеров по плаванию.

    На мой взгляд, а взгляд у меня опытного тренера)) каких то уникальных методик обучения плаванию нет. Это я к чему, а к тому чтобы вы не велись на красивые слова "оригинальная методика обучения плаванию", "уникальная методика". Всё зависит от тренера, его опыта обучения, его знаний, и умений как бывшего пловца, а то сейчас плавать учат все кому не лень, даже те кто плавать сами толком не умеют. И такое встречается.

    Что можно ещё отнести к методике обучения плаванию помимо упражнений? Ответ: ну надо же ещё уметь доступно объяснить, как говориться разложить по полочкам, заинтересовать, увлечь, в конце концов влюбить ученика в плавание)). Итак встречайте к методике относят словесные методы, это беседа, разъяснение, и тд.

    Также к методике можно отнести применение на своих уроках соревновательного и игрового метода, если обучение проходит в группе.

    С какого способа лучше начать обучение плаванию?
    Или последовательность обучения в плавании.

    Опять же всё не строго регламентировано. Один тренер начинает с кроля на груди, другой с кроля на спине, а третий вообще с брасса. Дельфин, тяжёлый физически способ плавания и без сомнений его учат последним, но в уроки можно и нужно добавлять работу ног дельфином. Считается, что проще обучить плавать сначала с кроля на спине , так как нет фазы выдоха в воду, а это многим сначала даётся не просто. Но, есть взрослые и дети, которые сильно бояться лечь на воду на спину. И тогда им такой вариант не подойдёт. Таких учеников учат плавать сначала с кроля на груди или брасса.

    Допустим мы начали учить плавать с кроля на груди. Сначала дыхание, потом работу ног. И тут очень хорошо показать ученику движения руками брассом с дыханием. Поверьте, это новички осваивают очень хорошо. Итак, в обучение кролю встроилось упражнение из брасса: руки брасс с дыханием, а ноги работают кролем. Таким образом отрабатываем дыхание и работу ногами кролем. А далее уже руки кролем и дыхание.

    А вообще тренеру виднее на месте с какого способа учить плавать своего ученика.

    Ученик не умеет плавать вообще!

    Всё это подходит, если ученик умеет хоть как то держаться на воде. А если ученик вообще нулевой. Пришёл в бассейн и увидел воды больше, чем у него в ванной. Тогда начинаем с таких упражнений, как "подуть на воду", "выдохи в воду у бортика", "поплавок", "медуза", скольжение, работа ног сидя на бортике. То есть самые простые ознакомительные упражнения с водой.

    Вот и получилась интересная и доступная для понимания статья.