Войти
Спортивный клуб - Skrodina
  • Как хранить лук репчатый зимой?
  • Шаблон школьной грамоты "лучшему чтецу" Бланк грамот по конкурсу чтецов
  • Презентация на тему плавание судов и воздухоплавание
  • Алена Россошинская: фитнес для лица
  • Характеристика автоматизированных методов комплексного контроля в спорте Состав измерительной системы
  • 4 кратный российский чемпион по плаванию
  • Центр профессиональной подготовки согласовано. Боевые приемы борьбы Приемы для сотрудников полиции

    Центр профессиональной подготовки согласовано. Боевые приемы борьбы Приемы для сотрудников полиции
    1

    В служебной деятельности сотрудники полиции имеют право использовать силовые способы задержания правонарушителей (силовое задержание), выполнять которые необходимо с соблюдением определенных тактических установок, обеспечивающих создание благоприятных условий для эффективного и правомерного применения физической силы (в том числе боевых приемов борьбы), специальных средств и огнестрельного оружия. Владение техникой боевых приемов борьбы не всегда определяет успех сотрудника в ситуациях силового задержания и защиты от нападения. Только в совокупности с адекватной тактикой действий возможно достичь оптимального результата в противоборстве с правонарушителем. Такая тактика, прежде всего, должна включать: обеспечение внезапности силового задержания; создание условий для проведения задержания в слаженном взаимодействии с напарником; в случае возникновения оснований незамедлительное применение наручников (других специальных средств ограничения подвижности или подручных средств связывания); обязательное проведение действий по обнаружению и изъятию оружия и опасных предметов; использование огнестрельного оружия в качестве угрозы его применения в критических ситуациях силового задержания и защиты от нападения.

    боевые приемы борьбы

    силовое задержание

    физическая подготовка

    сотрудник полиции

    1. Баркалов С.Н. Некоторые аспекты применения силовых способов задержания вооруженного правонарушителя // Физическая культура, спорт и туризм. Интеграционные процессы науки и практики: сборник статей по мат. II межд. науч. симпозиума (Орел, 24-25 апр. 2014 г.). – Том 2. – Орел: ФГБОУ ВПО «Госуниверситет – УНПК», 2014. – С. 21-28.

    2. Комплексы специальных упражнений с палкой резиновой: учебно-методическое пособие / В.И. Анисин, П.А. Кочетов, С.В. Литунов [и др.]. – М.: ЦОКР МВД России, 2009. – С. 10-22.

    3. Обучение комплексу базовых боевых приемов борьбы: учебно-методическое пособие / А.В. Карасев, В.М. Миленин, Д.Е. Сафонов [и др.]; [под общ. ред. А.В. Карасева]. – М.: ЦОКР МВД России, 2009. – С. 4-5.

    4. Способы взаимодействия сотрудников органов внутренних дел при силовом задержании правонарушителя: учебно-наглядное пособие / К.И. Егоров, В.М. Миленин, А.3. Минуллин [и др.]. – М.: ЦОКР МВД России, 2007. – С. 4-30.

    5. Тактика и правовые основы применения боевых приемов борьбы в целях самозащиты: учебно-методическое пособие / И.А. Мацур, Ю.Г. Ященко. – М.: ЦОКР МВД России, 2009. – 24 с.

    6. Федеральный закон Российской Федерации от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» (с изменения и дополнениями) // Консультант Плюс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 10.11.2014).

    Сотрудникам полиции законодателем предоставлены полномочия на применение физической силы (в том числе боевых приемов борьбы), специальных средств и огнестрельного оружия в случаях, если «несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей». При этом требуется соблюдение условий правомерности причинения вреда здоровью. В случаях неправомерных действий, связанных с превышением пределов необходимой обороны, или мер, направленных на задержание лиц, совершивших правонарушение, сотрудники полиции несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации .

    Существующая в МВД России статистика гибели и ранений сотрудников показывает, что нередко полицейские проявляют беспомощность, оказываются неспособными противостоять правонарушителям и уступают им в единоборствах, при этом многие сотрудники владеют техникой боевых приемов борьбы, и в целом уровень их физической подготовленности является удовлетворительным. Практическое же осуществление ими полномочий в ситуациях физического противодействия затрудняется в основном из-за недостаточной тактической подготовленности .

    Основу тактической подготовленности составляют соответствующие знания и умения. Тактические умения результативно формируются применением боевых приемов борьбы в реальных ситуациях, то есть в ситуациях противоборства с противником, в процессе которого могут наноситься травмы. Из-за травматизма моделировать в учебном процессе подобное противоборство с полной психофизической мобилизацией невозможно. Поэтому тактические знания в реальных ситуациях самозащиты и задержания правонарушителей (при условии практического освоения техники боевых приемов борьбы) являют собой весьма существенный резерв в успешном исходе противоборства. При этом специфика тактики применения боевых приемов борьбы сотрудниками заключается в тесном увязывании ее с правомерностью их использования. В любом случае сотруднику полиции для эффективного осуществления своих полномочий необходимо представлять элементарный тактический алгоритм действий в ситуациях, связанных с применением силовых способов задержания правонарушителей.

    Задержание с применением силовых способов (силовое задержание), как правило, является ответным действием на нападение, сопротивление или неподчинение требованиям сотрудника полиции, а также в ситуациях, когда есть основания полагать, что правонарушитель может осуществить по отношению к сотруднику или другому лицу насильственные действия .

    Проведение силового задержания тактически наиболее целесообразно осуществлять неожиданно для правонарушителя (врасплох), применяя наиболее адекватные в конкретной ситуации боевые приемы борьбы и, прежде всего, болевые приемы на руку или удушающие приемы. При их проведении можно легко контролировать степень прилагаемых физических усилий, тем самым снижая риск возникновения травм, опасных для здоровья задерживаемого. Кроме того, болевые и удушающие приемы достаточно универсальны и выполняются во всех положениях (стоя, сидя, лежа) и при любом расположении к правонарушителю (сзади, спереди, сбоку), необходимо только наличие или создание хотя бы минимальных благоприятных условий: 1) проведение приема внезапно, упреждая действия задерживаемого или предварительно отвлекая его внимание; 2) выведение противника из равновесия, сохраняя собственное; 3) снижение уровня сопротивления правонарушителя, не дающего напряжением мышц провести прием, за счет нанесения расслабляющего (шокирующего) удара, который преимущественно наносится ногой (стопой, коленом) в болевые точки на теле противника (подъем стопы, голень, ахиллесово сухожилие, колено, пах, низ живота), при этом обе руки используются непосредственно для проведения болевого или удушающего приема.

    Практика силового задержания правонарушителя показала, что надежнее всего это делать вдвоем в слаженном взаимодействии с напарником . Тактика действий при этом требует: 1) заблаговременно определить роли каждого сотрудника: кто первый проводит прием, направленный на задержание, а кто создает ему благоприятствующие условия для успешного проведения приема; 2) не начинать одновременно проводить болевые приемы, направленные на задержание, в противном случае это может создать взаимные помехи их проведению; 3) заранее определить сигнал к смене ролей в случаях непредвиденных обстоятельств (недостаточная подготовленность, наступившее утомление или травма одного из напарников).

    Наибольшая вероятность успеха силового задержания обеспечивается его внезапностью. Оптимальный вариант - подойти к задерживаемому сзади. При подходе же к нему спереди надо замаскировать свои намерения (демонстративно смотреть на другого человека, вести непринужденную беседу с товарищем и др.). В случае утраты элемента внезап-ности принимаются меры к тому, чтобы задержива-емый, напряженно ожидающий активных дей-ствий, по возможно-сти успокоился, пос-ле чего неожиданно производится задержание. При этом нельзя забывать, что среди окружающих могут находиться люди, которые могут попытаться помочь задержанному, в таких случаях необходима бдительность, быстрота и решительность действий .

    Необходимым условием тактики обеспечения личной безопасности сотрудника после силового задержания является обязательная проверка задержанного на наличие у него оружия и последующее изъятие обнаруженных опасных предметов, которыми он мог бы воспользоваться в качестве средств нападения. Такая проверка включает: 1) приведение задержанного в подконтрольное положение, исключающее возможность неожиданного нападения на сотрудника (стоя с упором в стену возможно дальше от нее, максимально широко расставив ноги и прогнув спину; стоя на коленях руки за головой; лежа на земле или капоте автомобиля и т.п.); 2) последовательное прощупывание одежды, уделяя особое внимание скрытным местам: рукавам, карманам, подмышечным впадинам, поясному ремню, головному убору, воротнику и др.; 3) извлечение обнаруженных опасных предметов, выталкивая их или выворачивая карман наизнанку, захватив за видимый край подкладки (полностью руки в карманы засовывать нельзя); 4) при оказании задержанным сопротивления действовать по ситуации: усилить болевое воздействие приема, надежно зафиксировав правонарушителя; пригласить напарника для совместных действий; надеть на задержанного наручники (применить другие специальные средства ограничения подвижности) и завершить обнаружение и изъятие опасных предметов.

    Применяя соответствующие приемы надевания наручников, необходимо руководствоваться следующим: 1) руки задержанного с надетыми наручниками не должны находиться в неестественном скрученном положении, иначе их можно серьезно травмировать; 2) замочные скважины наручников в надетом положении должны быть обращены вверх, что ограничивает возможность их самостоятельного открывания; 3) наручники, надетые на руки за спиной (а не спереди) задержанного, значительно снижают уровень его противодействия; 4) более эффективно и безопасно надевать наручники во взаимодействии с напарником (задача одного сотрудника страховать или создавать благоприятствующие условия напарнику, задача другого - непосредственно производить надевание наручников); 5) в случаях, если наручники и другие специальные средства ограничения подвижности отсутствуют, то используются любые подручные средства связывания (поясной ремень, шнурки, галстук, веревка и др.).

    В ситуациях, когда есть основания полагать, что правонарушитель представляет повышенную опасность (превосходит в физической силе, владеет навыками спортсмена-единоборца, вооружен, имеет пособников и т.п.), то «сотрудник полиции имеет право обнажить огнестрельное оружие и привести его в готовность», выполнив задержание под угрозой его применения .

    Осуществляя задержание под угрозой применения огнестрельного оружия, сотрудник полиции должен находиться от правонарушителя на расстоянии, обеспечивающем его личную безопасность - 3-7 метров. Командуя уверенным голосом, не позволяющим сомневаться в требованиях сотрудника: «Полиция! Стой! Стрелять буду! Брось оружие на землю! и т.п.», - заставить задерживаемого подчиниться. Если требования не выполняются, то производится предупредительный выстрел. В случае попытки правонарушителя напасть или открыть огонь становится неуместным подача сотрудником любых команд и выполнение предупредительного выстрела, оружие применяется с производством выстрела на поражение, «при этом сотрудник полиции обязан стремиться к минимизации любого ущерба» .

    Если требования «стоять, выбросить оружие и т.д.» правонарушителем выполнены, то подаются команды, которые в зависимости от задачи и необходимости в конкретной ситуации, могут быть направлены на его сопровождение в требуемое место (к спецавтотранспорту, в отдел полиции и т.д.) или приведение задержанного в подконтрольное положение с целью обнаружения и изъятия опасных предметов и/или надевания наручников.

    Недопустимо сокращать безопасную дистанцию во время сопровождения (конвоирования) правонарушителя под угрозой применения огнестрельного оружия. Сближение с задержанным для проведения действий, направленных на обнаружение и изъятие опасных предметов и/или надевания наручников, может производиться только после того, как он займет подконтрольное положение, исключающее возможность неожиданного нападения. При выполнении всех действий пистолет из руки в руку не перекладывается. Недопустимо упираться стволом оружия в задерживаемого, подталкивая им, ствол должен направляться в безопасном направлении. Проводя задержание вдвоем, линия огня при всех перемещениях никогда не должна пересекаться с направлением напарника. С целью исключения случайного выстрела необходимо выводить палец за пределы спусковой скобы, а не держать его на спусковом крючке.

    Тактика конвоирования задержанного должна гарантировать: во-первых, значительное ограничение свободы его передвижения; во-вторых, затрату минимально возможного времени для доставления в требуемое место; в-третьих, исключение возможности по-бега. Это может быть обеспечено: 1) применением болевого приема на руку (как правило, загиба руки за спину или дожима кисти «под ручку»), позволяющего надежно сковать действия сопровождаемого. При этом важно визуально или физически контролировать его свободную руку; 2) надеванием наручников (других специальных средств ограничения подвижности или подручных средств связывания) на руки за спиной конвоируемого; 3) угрозой применения огнестрельного оружия с постоянным визуальным контролем рук сопровождаемого и соблюдением безопасной дистанции до него; 4) выбором безопасного маршрута, позволяющего кратчайшим путем, минуя близко расположенные проходные дворы, заборы, калитки и многолюд-ные места, доставить конвоируемого в пункт назначения; 5) контролем территории, прилегающей к маршруту следования, не позволяя посторонним приближаться к задержанному, которому может быть оказана помощь в освобождении.

    Если силовое задержание правонарушителя неожиданно и быстро произвести не удалось, то это впоследствии может привести к нападению на сотрудника полиции. В таком случае защитные действия определяют конкретные условия и задача, стоящая перед сотрудником. Например, при нападении и возникновении реальной угрозы его жизни и здоровью оптимальным тактическим решением может являться разрыв дистанции (отбегание от нападающего), извлечение пистолета, задержание под угрозой его применения или в критических обстоятельствах - производство выстрела на поражение. Если ситуация позволяет, то ответным действием может быть удар в болевую точку, захват и болевой прием на руку или бросок с переходом на приемы в положении противника лежа. Такая схема защиты, как правило, предусматривает использование предварительных действий, отвлекающих внимание нападающего или заставляющих его на время потерять ориентацию (окрик несуществующего товарища, стоящего за спиной нападающего, бросок шапкой, зонтом, сумкой, песком в лицо нападающего и т.п.), после чего происходит мгновенное сближение с ним и применение одного из силовых способов задержания. Целесообразно после любого нападения на сотрудника полиции завершать силовое задержание надеванием наручников или других специальных средств ограничения подвижности или связыванием подручными средствами. Это обеспечивает личную безопасность сотрудника и позволяет эффективно провести обнаружение, изъятие опасных предметов и конвоирование задержанного. Если при надевании наручников правонарушитель оказывает сопротивление, то в зависимости от ситуации надо провести усиление болевого воздействия приемов или нанести удар наручниками в уязвимое место, встать, разорвать дистанцию, извлечь пистолет, задержать под угрозой его применения или применить оружие на поражение.

    Если нападающий вооружен палкой или похожим предметом, то особенностью такого нападения, как правило, являются широкие и рубящие маховые удары, которые представляют наибольшую опасность на дальней дистанции, вблизи их поражающая мощь заметно меньше . Поэтому тактика действий при защите от ударов палкой заключается в выборе удобного момента для сближения с нападающим и проведении контратакующих приемов.

    Особенность защитных действий от ударов ножом заключается в необходимости остерегаться клинка, исключая возможность уколов и порезов . Эффективно обеспечивать личную безопасность сотрудника полиции в ситуациях защиты от нападения вооруженного ножом позволяет следующая тактика действий: разрыв и соблюдение безопасной дистанции с целью недосягаемости ударов ножом, извлечение пистолета и приведение его в готовность к применению, задержание под угрозой применения пистолета или применение его на поражение.

    Сотрудник, вооруженный палкой специальной, при защите от ударов ножом может использовать встречные удары палкой, позволяющие выбить нож у нападающего и произвести его силовое задержание . По такой же схеме осуществляется защита с использованием подручных средств, конструктивно схожих с палкой специальной.

    В ситуации, позволяющей в качестве ответного действия после защиты от удара ножом использовать болевой прием на руку, необходимо захватить двумя руками кисть вооруженной руки нападающего, обеспечивая ее надежный контроль и исключая возможность свободного движения ножа, и болевым воздействием провести обезоруживание.

    Наиболее опасной является ситуация угрозы сотруднику применением огнестрельного оружия. В этом случае выбор защитных действий обусловлен рядом факторов: дистанцией между сотрудником и нападающим; типом оружия (короткоствольное или длинноствольное); целью, которую преследует нападающий .

    Определяющим фактором является дистанция до нападающего. Возможность результативно ликвидировать угрозу оружием существует только в тех случаях, когда оружие направлено сзади в упор или спереди с близкого (до 1 метра) расстояния. В других условиях успешно применить какой-либо прием практически невозможно.

    Первичные тактические действия защиты от угрозы применения огнестрельного оружия направлены на оценку обстановки и определение рас-стояния до нападающего. В случае необходимости, отвлекая его внимание, надо приблизиться на расстояние вытянутой руки к оружию. Выбрав удобный момент, быстро уйти (поворотом, шагом, прыжком) в сторону с линии направления ствола (линии огня) и захватить вооруженную руку с пистолетом, исключив свободное движение кисти с оружием, или захватить ствол ружья (карабина, автомата и т.п.) и отвести его от себя, затем обезоружить болевым приемом на удерживающую пистолет руку или вырыванием (выкручиванием) ружья из рук нападающего, после чего завершить силовое задержание. Основным технико-тактическим элементом, обеспечивающим безопасность при защите от угрозы применения любого огнестрельного оружия, является уход с линии огня. При этом, захватив руку с пистолетом или ствол ружья, и, выполняя последующие действия по обезоруживанию и задержанию нападающего, ни в коем случае нельзя, чтобы линия направления ствола оружия пересекалась с телом сотрудника - надо направлять ствол вверх или в другое безопасное направление .

    Приведенный краткий обзор ситуаций, возникающих в службе сотрудников полиции, позволяет говорить о том, что сотруднику необходимо уметь эффективно применять боевые приемы борьбы, специальные средства, огнестрельное оружие и иметь соответствующий уровень развития профессионально значимых психофизических качеств и способностей, а предложенные выше варианты тактических действий позволят ему достаточно надежно сковать правонарушителя, обеспечив правомерность решений и личную безопасность, при этом авторы не претендуют на полное освещение рассматриваемой проблемы, а дают лишь общие рекомендации.

    Рецензенты:

    Макеева В.С., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой «Туризм, рекреация и спорт» Госуниверситета - УНПК, г. Орел.

    Калашников А.Ф., д.п.н., профессор, профессор кафедры социологии, психологии и культурологии Госуниверситета - УНПК, г. Орел.

    Библиографическая ссылка

    Баркалов С.Н., Герасимов И.В. ТАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СИЛОВЫХ СПОСОБОВ ЗАДЕРЖАНИЯ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
    URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=15742 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

    Муслимов Руслан Абдуллаевич,преподаватель кафедры физической подготовки сотрудников ОВД ФГКОУ ДПО «Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России», г.Тюмень[email protected]

    Использование приемов борьбысамбодля обучения боевым приемам борьбысотрудников органов внутренних дел

    Аннотация.Авторисследуют возможность активного использования техники самбов физической подготовке сотрудников органов внутренних дел для обучения боевым приемам борьбы. В настоящее время в нашей стране однимиз популярных видов единоборств является самбо. Навыки самбовозможно использовать для обучения сотрудников ОВДприемам освобождения отразличных захватов; защиты от ударов ножом или тяжелым предметом;защиты от ударов невооруженного противника; защиты отугрозы оружием.Ключевые слова:сотрудники органов внутренних дел, самбо, боевые приемы борьбы,физическая подготовка,профессиональное обучение, образовательные организаций системы МВД России.

    Одной из важнейших направлений кадровой политикиМВД России является деятельность, направленная на совершенствование физической подготовки учащихся образовательных организацийМВД России.Изучение приемов борьбы является необходимым компонентом подготовки специалистов. Полученные навыки грамотного, юридически обоснованного использования приемов задержания правонарушителей способствуютэффективному выполнению сотрудниками ОВД служебных обязанностей.Значимость обучения сотрудниками боевых приемовборьбы сложно переоценить. Однако при осуществлении учебнотренировочного процесса выявляется ряд проблем, связанных с организациейподготовки, выбора наиболее оптимальных средств и методов обучения, учета возрастных особенностей занимающихся. Анализ научных статей, диссертационных исследований в области физической подготовки сотрудников ОВД свидетельствует о развитии инновационных процессов в организации и методикеобучения боевым приемам борьбы. В частности, достаточно активно исследуется возможность использования современных средств и методов различных единоборств для физической подготовкиполицейских. Так, уже исследованавозможность активного использованиядзюдо, боевого самбо, бокса, айкидо иджиуджитсув боевой подготовке сотрудников.Внашей стране различные виды борьбыявляется популярными видамиспортасреди молодежи.Поступая в образовательные организацииМВДРоссии, многие сотрудникиуже имеют спортивные разряды по дзюдоили самбо. К тому же, исходя из педагогического опыта преподавателейизвестно, что навыки приемов различных видов борьбывозможно использоватьв приемах:защиты от ударов невооруженного противника ипротивника, вооруженного ножом, тяжелым предметом;освобождения от захватов и обхватов;при угрозе оружием;защиты от группового нападения.Исходя из анализа результатов опросаслушателей, поступившихна обучение в Тюменский институт повышения квалификации сотрудниковМВД России выявлено, что у 45% сотрудников уже имеют навыки различных единоборств. Наиболее популярны:бокс, дзюдо,самбо,карате, джиуджитсу.Однако, на сегодняшний день, теория и методика физической подготовки сотрудников МВД России, не располагают достаточными научными теоретическими сведениями о позитивном влиянии средств различных видов борьбы на учебнотренировочный процесс подготовки сотрудников ОВД к применению физической силы в критической ситуации служебной деятельности. Таким образом, наблюдается ряд противоречий на социальнопедагогическом уровне, научнотеоретическом уровне, научнометодическом уровне.На социальнопедагогическом уровне. Требование современного общества ‬подготовка физически развитого, способного выполнять свой профессиональный долг сотрудника ОВД, однако существующий образовательный процесс по физической подготовке в вузах МВД России не использует в достаточной мере накопленный теоретический и практический опыт формированиянавыков боевых приемов борьбы, что, несомненно сказывается на уровне профессиональной пригодности выпускников.На научнотеоретическом уровне. На сегодняшний день, теория и методика служебноприкладной физической подготовки, не располагают достаточными научными теоретическими сведениями о позитивном влиянии средств спортивного самбона учебнотренировочный процесс подготовки сотрудников ОВД к применению физической силы и боевых приемов борьбы в критической ситуациинесения службы. На научнометодическом уровне. В настоящее время преподаватели образовательных организаций системы МВД России по физической подготовке, а так же сотрудники, осуществляющие физическую подготовку в территориальных органах внутренних делнедостаточно вооружены современными методиками использования средств спортивного самбодля формирования надежных навыков боевых приемов борьбы, что значительно снижает эффективность занятий по физической подготовке. Анализ соответствующей литературы и практики физической подготовки сотрудников ОВД так жепозволяет выявить следующие противоречия: ‬между высокими требованиями общества к уровню профессиональной подготовке сотрудников ОВДи образовательным процессом, в котором недостаточно внимания уделяется использованию средств (техники) самбо;‬между имеющимися научнотеоретическими разработками, отмечающими, что использование единоборств в служебноприкладной физической подготовке курсантов и слушателейобразовательных организаций МВД Россииможет способствовать их профессиональной подготовке и недостаточной разработанностью научнотеоретических сведений указывающих на позитивное влияние использования средств самбо вучебнотренировочном процессе подготовке сотрудников ОВД;‬между большим количеством сотрудников ОВД, владеющих приемами спортивного самбои недостаточной разработанностью методик по использованиюспортивного самбов процессе их физической подготовки.Анализ актуальности и выявленные противоречия позволили определить проблему исследования, которая заключается в поиске эффективных средств самбо иметодики оптимального их использования для оптимизации обучения боевым приемам борьбы курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России и сотрудников территориальных органов внутренних дел.

    Для решения данной проблемы предполагается исследовать влияние активного использования средств спортивного самбов учебнотренировочном процессе физической подготовки на уровень сформированности навыков боевых приемов борьбы у слушателей образовательных организаций системы МВД России, занимающихся по программам профессионального обучения.Предполагается, что использование средств (приемов) спортивного самбов учебнотренировочном процессе физической подготовки слушателей образовательных организаций системы МВД России, занимающихся по программам профессионального обучениябудет эффективным, если:‬выявить в техническом арсенале самбоприемы, соответствующие служебноприкладной направленности физической подготовке сотрудников ОВДи распределить их по темам учебной программы;‬разработать методику применения средств самбо, оптимизирующих процессе физической подготовки;‬улучшить функциональное состояние опорнодвигательного аппарата слушателей образовательных организаций системы МВД России, занимающихся по программампрофессионального обучения в процессе физической подготовке в вузе и специальных антропометрических показателей, физического состояния (физического развития и физической подготовленности), а также физическую работоспособность;‬субъективная самооценка состояния опорнодвигательногоаппарата сотрудников, будет приближаться к инструментальной (объективной).В данном случае, нам представляется достаточно актуальным и перспективным исследование возможности использования техники спортивного самбо для использования в учебнотренировочном процессе обучения боевым приемам борьбы сотрудников ОВД.К тому же данное исследование позволит выявить механизмреализациипринципаиндивидуально‬дифференцированного обучения. При этом, учитывается индивидуальнаяпредрасположенность сотрудниковк восприятию учебного материала, основаннаяна активном использовании уже сформированных ранее навыков техники различных единоборств: бросковой техники (самбо, дзюдо), или техники болевых воздействий на суставы (джиуджитсу);или использованияударной техники (бокс, карате).Объект исследования: учебнотренировочный процесс физической подготовки слушателей профессионального обучения образовательных организаций системы МВД России.Предмет исследования: средства обучения боевым приемам борьбы слушателей профессионального обучения образовательных организаций системы МВД России.Цель исследования: выявление условий эффективного использования техники самбо дляобучения боевым приемам борьбы слушателей профессионального обучения образовательных организаций системы МВД России и условий их использования.Анализ нормативноправовых документов, учебных программ, учебнометодических пособий, средств, регламентирующих физическую подготовку сотрудников ОВД выявил возможность использования техники спортивного самбо для обучения боевым приемам борьбы. Броски, болевые и удушающие приемы изучаются сотрудниками на занятиях по предмету «Физическая подготовка»в образовательных организациях системы МВД России,а также на занятиях по профессиональной служебной и физической подготовке в территориальных органах МВД России.Анализ эффективных средств и методов борьбы самбо выявил актуальную и востребованную технику: приемов защиты от ударов невооруженного противника, противника, вооруженного ножом, предметом; приемов освобождения от захватов и обхватов; приемов защиты при угрозе оружием, приемов борьбы лежа.Именно в этой борьбе для выполнения болевых приемов лежа применяется самая разнообразная техника, использующая различные части тела, в том числе и ноги. Броски в самбо можно проводить с помощью рук, ног и туловища. В самбо разрешается проводить рычаги, узлы, ущемления суставов и мышц на руках и ногах противника. В дзюдо, на пример, захваты за ноги запрещены. Самбо, как вид спорта состоит из двух частей: спортивное самбо (борьба) и боевое самбо.История создания самбо связана с личностью выдающегося отечественного мастера единоборств Василия Ощепкова. 29 октября 1911 года Василий Ощепков был зачислен в школу дзюдо Дзигиро Кано. По окончании курса Ощепков получил высокую мастерскую степень второй дан. Очевидно, что основой самбо является всё же дзюдо. После победы социалистической революции в России этот факт всячески замалчивали. Молодое советское единоборство не должно основываться на буржуазной системе единоборства, которым являлось дзюдо. К тому же, самбо значительно отличается от дзюдо. Ощепков ввел болевые приемы на ноги, которые в спортивном дзюдо не использовались. В правилах соревнований, разработанных Ощепковым в 1933 году, в качестве разрешенных указывались не только японские, но также и приемы финскофранцузской и вольноамериканской борьбы в партере, а в стойке помимо бросков из этих двух видов спортивных единоборств еще из швейцарской и кавказской. За этим стояли кардинальные и решающие изменения, впервые обозначившие ту широкую и надежную интернациональную базу, на которой Ощепковым начинал строиться принципиально новый прикладной вид борьбы. В 1938 году Комитетом по делам физкультуры и спорта был выпущен указ о создании самбо. Новый вид борьбы сложился из наиболее ценных элементов национальных видов борьбы народов Советского Союза ‬казахской, таджикской, киргизской, грузинской, узбекской и некоторых других. По своим техническим действиям виды борьбы народов Средней Азии мало отличаютсядруг от друга. Сходны и их названия. Все они имеют один и тот же корень ‬кураш: казахский курес, татарский куреш, узбекский кураш. Азербайджанская борьба также имеет в названии этот корень ‬гурассу. Во всех видах борьбы, кроме гурассу, не используются захваты ног. В гурассу разрешено осуществлять захват выше колена.В настоящее время наиболее востребованной техникой среди представителей различных «смешанных» единоборств является техника борьбы лежа. Сотрудники ОВД так же должны знать и владеть этой техникой.Владея приемами борьбы лежа сотрудник будет иметь возможность захватив противника на болевой прием ограничить его подвижность в критической ситуации. Взяв захват на болевой прием, сотрудник сможет переходить к другому болевому приемы или к другому техническому действию: удержанию или броску.Борьба лежа ‬это борьба в положении, когда один или оба самбиста касаются ковра какойлибо частью тела кроме ступней ног. Техника болевых приемов лежа включает в себя болевые на руки и болевые на ноги. Болевые приемы на руки включают в себя технику: рычаг локтя, узел, обратный узел, ущемление бицепса, рычаг плеча. Болевые приемы на ноги включают в себя технику: ущемление ахиллова сухожилия, рычаг колена, ущемление икроножной мышцы, рычаг бедра, узел ноги.При борьбе лежа разрешается проводить броски, перевороты, заваливания, удержания и болевые приемы.Формирование навыков бросков, болевых и удушающих приемов является длительным и трудоемким процессом, требующим от сотрудников наличия определенного уровня развития физических качеств, личностных качеств, таких как: целеустремленность, настойчивость, трудолюбие.На данном этапе исследования (поисковотеоретический) проводилось изучение научной и научнометодической литературы по проблеме исследования; диссертационных исследований по обозначенной нами проблеме; обобщен опыт применения средств самбо; определены объект, предмет, подобраны методы исследования, определена база исследования; сформулированы гипотеза и задачи исследования; разработан план педагогического эксперимента. На теоретическом уровне выявлена возможность активного использования средств самбо в учебнотренировочном процессе физической подготовке курсантов и слушателей вузов МВД России. Техника самбо может быть использована в приемах:защиты от ударов невооруженного противника; противника, вооруженного ножом, тяжелым предметом;освобождения от захватов и обхватов;при угрозе оружием, попытке обезоружить;защиты от группового нападения.Использование техники самбов физической подготовке позволит значительно повысить уровень владения приемами рукопашного боя сотрудников ОВД.

    Ссылки на источники1.Троян Е.И. Обучение боевым приемам борьбы в служебноприкладной физической подготовке слушателей учебных центров МВД России: дис. … канд. пед. наук.: 13.00.08 / Евгений Иванович Троян; С.Петербург. унт. МВД России СПб., 2006. ‬207 л.

    2.Троян Е.И. Использование приемов айкидо для обучения боевым приемам борьбы / Е.И. Троян // Психопедагогика в правоохранительных органах. ‬2010. ‬№ 3 (42). ‬С. 2021.3.Троян Е.И. Использование техники каратэ при обучении курсантов / Е.И. Троян // Психопедагогика в правоохранительных органах. ‬2011. ‬№ 4. ‬С. 6466.4.Харлампиев А.А. Техника борьбы самбо. М., 1960. 127с.5.Чумаков Е.М. Сто уроков борьбы самбо. ‬Изд. 3е, испр., доп. М.,1988. 304с.

    Цели и задачи боевых приёмов борьбы

    1. Занятия по боевым приемам борьбы проводятся с целью формирования навыков самозащиты, обезвреживания и задержания лиц, угрожающих общественному порядку или личной безопасности граждан, воспитания смелости, решительности, инициативы и находчивости.

    2.На занятиях решаются следующие задачи:

    - обучение боевым приемам борьбы и тренировка в выполнении этих приемов;

    Обучение умелым действиям в использовании средств индивидуальной защиты и нападения, применения наручников и использования подручных средств в рукопашной схватке;

    Выработка выносливости, ловкости, скорости, силы, решительности, быстроты ориентировки и инициативы;

    Воспитание уверенности в своих силах, стремление сблизиться с противником и обезвредить его.

    Специальная дисциплина по боевым приёмам борьбы представляет собой часть науки о физической подготовке и изучает закономерности физического совершенствования сотрудников с помощью характерных для неё средств, методов и форм в интересах боевой подготовки.

    В основе теоретических положений при определении целей, задач и содержания подготовки, к боевым приёмам борьбы они опирается на главные принципы закономерности теории деятельности, разработанные отечественными психологами.

    В процессе преподавания дисциплины по боевым приёмам борьбы используются теоретические и организационные положения, системы понятий, разработанная теорией и организацией физической подготовки.

    Поскольку основной структурой частью боевых приёмов борьбы являются единоборство, то многие приёмы, двигательные действия, методические и тактические положения и понятия заимствуются из практики спортивных единоборств (борьбы, бокса, фехтования и т.д.).

    Следует сказать, что только конкретный понятийный аппарат позволяет создать стройную систему знаний специальной дисциплины «Боевые приёмы борьбы».

    Основные понятия по боевым приёмам борьбы

    Боевые приёмы борьбы представляют собой вид служебно-боевой деятельности сотрудников органов внутренних дел в ближнем бою с целью самозащиты, обезвреживания и задержания лиц, угрожающих общественному порядку или личной безопасности граждан с правонарушителем.

    Боевые приёмы борьбы – это специально организованные движения, сливающиеся в единый акт, в котором перерывом между отдельными составляющими его частями. Они выработаны в боевой практике с учетом анатомии человека и биомеханики его движений. Приемы составляют технику единоборств и являются предметом обучения военнослужащих в их подготовке к рукопашном бою.

    Удар – резкий (с максимальной быстротой) сильный толчок, производимый конечностью или оружием, как правило, с размаху.

    Отбив – ударное движение, выполняемое собственным оружием, конечностью (рукой, ногой) по оружию или по конечности противника с целью выведения в сторону от линии движения их к цели.

    Конвоирование сопровождение противника в нужном направлении угрозой оружия или взаимодействием болевого приема.

    Загиб рычаг, при котором конечность противника заводится назад (за спину, за голову).

    Замок способ соединения рук с помощью пальцев или захватом кистью одной руки предплечье другой.

    Самостраховка смягчение приземления при падениях для предохранения собственного тела от ушибов.

    Под профессиональной прикладной подготовкой – понимается подбор и применение таких средств, методов и форм, которые в наилучшей степени обеспечивают решение задач как общих, так и специальных для соответствующего рода профессий.

    Страховка поддержка партнера при его падениях в процессе обучения.

    Захват – активный «контакт» с противником для того, чтобы создать условия проведения атакующего действия или, наоборот, помешать противнику провести атаку.

    Передвижение перемена местонахождения ОЦТ тела в пространстве с целью принятия удобного положения по отношению к противнику.

    Нырок быстрая группировка туловища с одновременным движением под атаку противника.

    Изготовка к бою – наиболее удобное положение бойца по отношению к противнику, позволяющему осуществлять свои намерения и предупреждать действия противника.

    Стойки вертикальное положение обучаемых, применяемые в качестве исходного положения перед выполнением приема.

    Дистанции – положение противника по отношению друг к другу, определяемое расстояние между ними, которое бывает дальним (кода контакт между противниками достигается после совершения одного шага или скачка); средним (когда контакт с противником достигается за счет одного шага, скачка или выпада); ближним (когда контакт осуществляется без дополнительных движений);

    Атаки – действия стремительного нападения на противника в процессе единоборств. Они бывают простыми и сложными. Простые атаки состоят из одного приема, которым возможно уничтожение или выведение из строя противника. В сложные атаки включаются: первое атакующее действие, развитие атаки, завершение или выход из неё. Первым атакующим действием, при удачном его проведении атака может завершиться. Для развития атаки используются наиболее действенные приемы, следующие один за другим и заканчивающиеся таким, который бы обеспечил победу над противником. При неудавшейся атаке предусматриваются действия, необходимые для выхода из неё (отход, уход) и дальнейшего продолжения единоборства. Разновидностями атак являются:

    Контратаки – это разновидность встречных атак на противника, начавшего свою, как правило, сложную атаку. Они начинаются на первое движение противника с целью опередить его в атаке.

    Для определения содержания БПБ необходимо рассмотреть стандартные ситуации, которые возникают при столкновении с преступником. В настоящее время большинство преступников имеют пистолет, нож, гранаты, подручные средства (шило, нунчаки, цепь и др.) Первая ситуация, когда сталкиваются преступник и сотрудник ОВД вооружены.

    В этом случаи нападающая сторона (преступник) будет стремиться поразить сотрудника выстрелом. Обороняющая сторона попытается отбить атаку и перейти к атакующим действиям. В таком случае содержание рукопашной схватки будет составлять приёмы боя с оружием и самозащита при угрозе пистолетом.

    Вторая ситуация – это когда оба «противника» не вооружены. В ней содержание рукопашной схватки составляют приёмы без оружия: удары рукой, ногой, болевые приёмы, броски, защиты от ударов руками, ногами и т.д.

    Третья ситуация, при которой один из « противников» вооружен. В этой ситуации будет задача обезоружить противника.

    Технику БПБ составляют комплекс приемов, соответствующих цели деятельности сотрудников ОВД. Таким образом, объектом классификации техники БПБ являются приемы.

    Приёмы подразделяются:

    Подготовительные приёмы- приёмы нападения;

    Приёмы защиты;

    Специальные приёмы и действия.

    К подготовительным приёмам относятся:

    Положения, стойки, изготовки к бою;

    Передвижения, шагом скачком;

    Приёмы самостраховки группировки, кувырки, падения.

    К приёмам нападения относятся:

    Приёмы нападения с оружием - тычки, удары, уколы автоматом, удары палкой резиновой, удары ножом.

    Приёмы нападения без оружия – удары рукой, удары ногой, болевые и удушающие приёмы, броски.

    К приёмам защиты относятся:

    1. Приёмы защиты с оружием:

    При уколе штыком, ударе стволом, ударе палкой;

    С использованием палки резиновой.

    Приёмы защиты без оружия:

    От ударов рукой, ногой и головой;

    Освобождения от захватов и обхватов.

    Обезоруживание:

    При угрозе автоматом, пистолетом;

    При ударах ножом и палкой резиновой.

    Специальные приёмы и действия:

    Наружный осмотр;

    Связывание и надевание наручников;

    Сопровождение.

    Оценка за выполнение курсантами БПБ выставляется на основе определения качества выполнения заданий, направленных на решение типовых задач с помощью БПБ, характерных для оперативно служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел.

    Например, «Силовое задержание правонарушителя. Находясь сзади нарушителя, болевым приёмом задержать, обезвредить его и сопроводить в заданном направлении» - для курсантов первого курса.

    «Силовое задержание правонарушителя. Бегущего навстречу нарушителя задержать любым приёмом, с последующим надеванием на него наручников, провести наружный осмотр и сопроводить в заданном направлении» - для курсантов третьего курса.

    Учебное наглядное пособие

    Нижний Новгород

    НА МВД России

    Рецензенты:

    начальник кафедры физической подготовки Уральского юридического института МВД России кандидат педагогических наук, доцент А.В. Дружинин ;

    старший инспектор ОКК и ГС ГУ МВД России по ПФО А.В. Балашов;

    инспектор ОКиВР УМВД по г. Н. Новгороду В.Н. Фоменков

    Кузнецов С.В., Волков А.Н., Пономарёв Н.Л.

    К89 Технико-тактические приемы ограничения свободы передвижения правонарушителей: учебное наглядное пособие / С.В. Кузнецов, А.Н. Волков, Н.Л. Пономарёв. – Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2014. – 94 с.

    В пособии наглядно представлены технико-тактические приемы ограничения свободы передвижения правонарушителей. В работе раскрывается содержание обучения раздела «Боевые приемы борьбы» дисциплины «Физическая подготовка» в образовательной организации МВД России.

    Пособие предназначено для использования в учебно-методическом обеспечении физической подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций, слушателей первоначальной подготовки, курсов повышения квалификации, профессиональной служебной и физической подготовки сотрудников ОВД в период их оперативно-служебной деятельности.

    Печатается по решению редакционно-издательского совета

    Нижегородской академии МВД России

    © Нижегородская академия МВД России, 2014

    Раздел I. Приемы ограничения свободы передвижения боевыми приемами борьбы на руку . 6

    § 1.1. Схема ограничения подвижности боевыми приемами борьбы на руку. 6

    § 1.2. Загиб руки за спину рывком.. 7

    § 1.3. Сопровождение, сковывая подвижность загибом руки за спину. 9

    § 1.4. Загиб руки за спину нырком.. 9

    § 1.5. Загиб руки за спину толчком.. 11

    § 1.6. Загиб руки за спину замком.. 12

    § 1.7. Рычаг руки через предплечье. 14

    § 1.8. Рычаг руки через плечи. 15

    § 1.9. Дожим кисти под ручку. 16

    § 1.10. Рычаг руки наружу. 17

    § 1.11. Рычаг руки внутрь. 19

    Раздел II. Освобождение от захватов и обхватов . 20

    § 2.1. Схема ограничения подвижности после освобождения от захвата (обхвата) 20

    § 2.2. Освобождение от захвата запястий (рукавов) спереди. 21

    § 2.3. Освобождение от захвата запястья (рукава) спереди двумя руками. 22

    § 2.4. Освобождение от захвата горла (одежды на груди) спереди. 23

    § 2.5. Освобождение от обхвата туловища спереди под руками. 24

    § 2.6. Освобождение от обхвата туловища спереди над руками. 25

    § 2.7. Освобождение от захвата ног спереди. 26

    § 2.8. Освобождение от захвата за волосы на голове. 26

    § 2.9. Освобождение от захвата за волосы на голове сзади. 28

    § 2.10. Освобождение от обхвата туловища сзади под руками. 29

    § 2.11. Освобождение от обхвата туловища сзади над руками. 30

    § 2.12. Освобождение от обхвата шеи плечом и предплечьем сзади. 31

    Раздел III. Защита от ударов кулаком и ногой .. 32

    § 3.1. Схема ограничения свободы передвижения после защиты от ударов кулаком или ногой. 32

    § 3.2. Защита от прямого удара кулаком в голову. 33

    § 3.3. Защита от удара кулаком в голову сбоку. 34

    § 3.4. Защита от удара кулаком в туловище снизу. 35

    § 3.5. Защита от удара мышечной частью кулака в голову сверху. 36

    § 3.6. Защита от удара рукой наотмашь в голову. 37

    § 3.7. Защита от прямого удара подошвенной частью стопы в низ живота. 38

    § 3.8. Защита от удара голенью сбоку по бедру. 39

    § 3.9. Защита от удара носком стопы снизу в промежность. 40

    Раздел IV. Защита от ударов ножом .. 41

    § 4.1. Схема защитных действий от ударов ножом. 41

    § 4.2. Защита от прямого удара (тычка) ножом в шею (туловище). 42

    § 4.3. Удержание на загибе руки за спину и подъем оружия. 44

    § 4.4. Защита от удара ножом в туловище снизу. 45

    § 4.5. Защита от удара ножом сбоку. 46

    § 4.6. Защита от удара ножом наотмашь. 47

    § 4.7. Защита от удара ножом сверху. 48

    Раздел V. Пресечение действий с огнестрельным оружием .. 49

    § 5.1. Схема защиты при угрозе пистолетом.. 49

    § 5.2. Действия при угрозе пистолетом спереди в упор (обезоруживание рычагом руки внутрь) 49

    § 5.3. Действия при угрозе пистолетом спереди в упор (обезоруживание рычагом руки наружу) 51

    § 5.4. Действия при угрозе пистолетом в упор сзади. 52

    § 5.5. Действия при попытке выхватить пистолет из нагрудного кармана. 53

    § 5.6. Действия при попытке выхватить пистолет из брючного (бокового) кармана. 54

    § 5.7. Схема действий при угрозе длинноствольным оружием.. 55

    § 5.8. Действия при угрозе длинноствольным оружием спереди в упор. 55

    § 5.9. Действия при угрозе длинноствольным оружием в упор сзади. 57

    Раздел VI. Технико-тактические приемы использования специальных средств ограничения подвижности, связывания 58

    § 6.1. Надевание наручников в положении стоя у стены.. 58

    § 6.2. Надевание наручников в положении стоя у стены на коленях. 61

    § 6.3. Надевание наручников в положении лежа. 62

    § 6.4. Связывание брючным ремнем. 63

    § 6.5. Связывание веревкой в положении лежа. 64

    Раздел VII. Технико-тактические приемы проведения личного досмотра . 67

    § 7.1. Требования к проведению личного досмотра. 67

    § 7.2. Помощь лицу при вставании из положения лежа. 68

    § 7.3. Личный досмотр в положении стоя у стены.. 69

    § 7.4. Личный досмотр под воздействием загиба руки за спину в положении стоя у стены.. 71

    § 7.5. Личный досмотр под воздействием загиба руки за спину в положении лежа. 74

    § 7.6. Личный досмотр под угрозой применения оружия в положении стоя у стены.. 76

    § 7.7. Личный досмотр под угрозой применения оружия в положении лежа. 79

    § 7.8. Личный досмотр в положении лежа (дополнительный вариант) 81

    § 7.9. Личный досмотр после надевания наручников в положении у стены стоя. 84

    § 7.10. Личный досмотр после надевания наручников в положении лежа. 85

    Раздел VIII. Технико-тактические приемы взаимодействия в составе группы (наряда) 86

    § 8.1. Схема тактики взаимодействия при ограничении свободы передвижения. 86

    § 8.2. Взаимодействие при ограничении свободы передвижения. 86

    § 8.3. Надевание наручников вдвоем в положении стоя у стены.. 87

    § 8.4. Личный досмотр вдвоем под воздействием загиба руки за спину в положении стоя у стены.. 89


    БОЛЕВЫЕ ПРИЕМЫ


    Загиб руки за спину при нападении на противника спереди


    Из фронтальной стойки (рис. 1) с шагом левой влево- вперед пропустить левую руку между предплечьем и бедром противника (партнера), а правой захватить одежду (локоть), на правой руке (рис. 2).


    Нанести удар ногой в пах, сильным рывком правой рук. на себя - вниз вывести противника (партнера) из равнове сия и завести его руку за спину (рис. 3, 4). Сгибая руку противника (партнера), заложить предплечье захваченной руки в локтевой сгиб своей левой руки, поставить левую ногу снаружи правой ноги противника (партнера), захватить правой рукой за плечо (волосы) или предплечьем за шею спереди (рис. 5, 6).


    Характерные ошибки:

    1. Отсутствует рывок противника (партнера) на себя-вниз.

    2. Локоть противника (партнера) не зафиксирован сбоку.

    3. Не загружена ближняя нога противника (партнера).

    4. В конечном положении левая рука (ладонь) расположена ближе к плечу противника (партнера).

    Рычаг руки внутрь


    С шагом левой ногой вперед к правой ноге противника (партнера) захватить кисть (запястье) его правой руки и нанести удар ногой в колено (пах) (рис. 11, 12, 13), одновременно, отставляя правую ногу назад я поворачиваясь на левой ноге направо, захватить левой рукой запястье (кисть) захваченной руки противника (партнера) и, выкручивая ее внутрь, потянуть на себя (рис. 14). Подвести плечо противника (партнера) под свое левое плечо, при необходимости выполнить "дожим" (выкручивание) кисти (рис. 15).


    Характерные ошибки:

    1. Отсутствует рывок противника (партнера) на себя.

    2. Не зафиксировано плечо противника (партнера) левой рукой (подмышечной впадиной) проводящего прием.

    3. Захваченная рука противника (партнера) согнута в локтевом суставе.

    4. Нет болевого воздействия на руку противника (партнера).

    5. Не загружена правая нога противника (партнера).

    Рычаг руки наружу


    Из фронтальной стойки с шагом левой ногой вперед к правой ноге противника (партнера) захватить двумя руками кисть правой руки противника (партнера) и нанести удар правой ногой в пах (рис. 16. 18). После удара правую ногу вернуть в исходное положение, затем, отставляя левую ногу назад и выкручивая кисть, по- тянуть ее к своей левой стопе и бросить противника (партнера) (рис. 19, 20).


    Выполнить (выкручивание) "дожим" кисти и одновременно коленом правой ноги зафиксировать локоть противника (партнера) (рис. 21).


    Характерные ошибки:

    1. Захват осуществлен не за кисть, а за предплечье противника (партнера).

    2. Не выполнено отшагивание левой ногой назад.

    3. Выкручивание кисти осуществляется в стойке.

    4. Не зафиксирован локтевой сустав противника (партнера) коленом.

    Рычаг руки через предплечье


    С шагом левой ногой влево - вперед к правой ноге противника (партнера) захватить правой рукой предплечье его одноименной руки изнутри (рис. 22), потянуть захваченную руку на себя, одновременно нанести левой рукой удар в голову (рис. 23), поворачиваясь к противнику левым боком, перенести свою левую руку через его правую; подводя предплечье этой руки под его локтевой сгиб, захватить левой ру- кой свое правое предплечье из-под руки противника (партнера) (рис. 24).


    Характерные ошибки:

    1. Не выполнен глубокий захват руки противника (партнера) изнутри.

    2. Захваченная рука противника (партнера) не выпрямлена в локтевом суставе.

    3. Локоть противника (партнера) расположен выше или ниже предплечья сотрудника, выполняющего прием.

    4. Не загружена ближняя нога противника (партнера).

    Узел руки наверху


    С шагом левой ногой влево - вперед к правой ноге противника (партнера) захватить запястье его одноименной руки сверху (рис. 25), нанести удар ногой в пах (рис. 26), поднимая захваченную руку вверх, ударить левым предплечьем в локтевой сгиб (рис. 27).


    Захватить левой рукой свое правое предплечье из-под руки противника (партнера) (рис. 28) и бросить его, удерживая на болевом приеме (рис 29, 30).


    Характерные ошибки:

    1. Захват правой рукой выполнен ближе к локтю.

    2. При выполнении "узла" локти выполняющего прием разведены в стороны.

    3. Не плотно захвачена рука противника (партнера).

    4. Не осуществлено затаривание правой ногой за ноги противника (партнера).

    УДУШАЮЩИЕ ПРИЕМЫ


    Удушающий захват плечом и предплечьем


    С одновременным захватом противника (партнера) за плечи нанести удар правой ногой в подколенный сгиб (рис. 42), одной рукой отогнуть голову назад, другой захватить за шею и соединить обе руки (рис. 43).


    Отжимая голову противника плечом вперёд и осаживая на себя-вниз, провести удушение (рис. 44) или, прижимая противника (партнера) к себе, подвернуться под него и провести удушение (рис. 45, 46).


    Характерные ошибки:

    1. Захват противника (партнера) выполнен не одновременно с ударом ногой.

    2. Нет фиксации удушения.

    3. Удушение выполнено предплечьем, а не плечом и предплечьем.

    4. Подворот под противника (партнера) выполнен сразу после захвата.

    Двойной удушающий захват


    Провести удушающий захват противника (партнера) плечом и предплечьем (рис. 47, 48).


    Опускаясь вниз к своим носкам, лечь на спину и обхватить туловише противника (партнера) ногами; скрестив их (рис. 49), перекатиться на бок; выпрямляя ноги и прогибаясь"а спине продолжить удушение руками и ногами, т. е. провести двойное удушение (рис. 50).


    Характерные ошибки:

    1. Ошибки, допускаемые при выполнении удушающего захвата плечом и предплечьем.

    2. При опускании вниз спина противника (партнера) не прижата к туловищу сотрудника, проводящего прием.

    3. Отсутствует двойное удушение (нет прогиба в спине, ноги не скрещены и сотрудник, проводящий прием,. не стремится их выпрямить).


    Бросок захватом ног сзади


    С шагом вперед захватить руками колени обеих ног противника (партнера) (рис.51). Толчком плечом вперед под ягодицы и рывком руками на себя бросить противника (партнера) (рис. 52). Удерживая его за ноги, нанести удар в область паха или-провести двойное удушение (рис. 53).


    Характерные ошибки:

    1. Захват ног противника (партнера) выполнен не за колени.

    2. Слабо выполнен толчок плечом под ягодицы.

    3. Толчок плечом и рывок руками на себя выполнен не одновременно.

    4. Нога (ноги) противника (партнера) после броска оказалась между ног сотрудника, выполняющего прием.

    5. Ноги противника (партнера) после броска оказались вне захвата сотрудника, выполняющего прием.

    Бросок захватом ног спереди


    Нанести отвлекающий удар в голову и захватить ноги противника (партнера) за нижнюю часть бедра (рис. 54, 55).


    Подшагнув к противнику (партнеру) и поднимая его, толкнуть плечом в живот, бросить его на спину (рис. 56). :Нанести удар ногой в область паха (рис. 57)


    Характерные ошибки:

    1. Не выполнено подшагивание к противнику (партнеру).-

    2. Большой "зазор" между противником (партнером) и сотрудником, выполняющим прием.

    3. Бросок выполнен без подъема противника (партнера).

    Задняя подножка


    Левой рукой захватить одежду противника (партнера) под локтем на правой руке, правой - за отворот одежды на груди (рис. 58). С шагом левой ногой влево-вперед (нога ставится на одну линию с ногами противника) руками осадить противника (партнера) на его правую ногу, правую ногу поставить за его ногами (рис. 59) и резким движением рук и ног влево-вниз выполнить бросок (рис. 60). Нанести удар рукой (ногой) в уязвимое место (рис. 61).


    Характерные ошибки:

    2. Не выполнено зашагивание за противника (партнера).

    3. Бросок выполнен на прямых ногах.

    4. Рывок руками влево - вниз выполнен слабо.

    5. Бросок выполнен без страховки противника (партнера).

    Передняя подножка


    Левой рукой захватить одежду противника (партнера) под локтем на правой руке, правой - за отворот одежды на груди (рис. 62). Поворачиваясь влево, спиной к противнику (партнеру), левую ногу поставить на одну линию с ногами противника (партнера), а правой перекрыть его ноги, при этом вес тела перенести на полусогнутую левую ногу (рис. 63, 64).

    Резко наклоняясь вперед и выпрямляя ноги, .бросить противника (партнера) скручивающим движением влево-вниз (рис. 69), нанести удар рукой или ногой в уязвимое место (рис. 70).


    Характерные ошибки:

    1.Противник (партнер) не выведен из равновесия.

    2. Подворот для броска выполнен на прямых ногах.

    3. Horn после подворота широко расставлены.

    4. Наклон вперед и выпрямление ног выполнены не одновременно."

    5. Большое расстояние между корпусом противника (партнера) и корпусом сотрудника, выполняющего прием.

    6. Бросок выполнен без страховки противника (партнера).

    Передняя подсечка


    Захватить правой рукой одежду под левым локтем противника (партнера), левой за отворот одежды на плече (рис. 71). Выполнить сильный рывок руками вправо - вверх, одновременно подшагнуть левой ногой к правой стопе противника (партнера), правой ногой подсечь его левую ногу (рис. 72)


    Скручивающим движением руками бросить противника(партнера) (рис. 73), нанести удар рукой или ногой в уязвимое место (рис. 74).


    Характерные ошибки:

    1. Противник (партнер) не выведен из равновесия.

    2. Бросок выполняется не за счет перекрыв а ния ноги противника (партнера), а за счет удара по ней.

    3. Нет скручивающего движения руками.

    4. Бросок выполнен без страховки противника (партнера).