Войти
Спортивный клуб - Skrodina
  • Фурсенко зенит. Явись, замри, воскресни. Чем знаменит Сергей Фурсенко. Консультировался с личным психологом
  • Разведение и дозирование пептидов простым языком Того что ghrp 6 позволяет
  • Великий Брок Леснар – боец, борец и футболист Брок Леснар: развитие карьеры в смешанных единоборствах
  • Логопедические занятия с заикающимися
  • Фокусы с узлами Фокусы с веревкой и их секреты
  • Что худеет в первую очередь у женщин При похудении что худеет в первую очередь
  • Когда появились первые коньки. Кто придумал коньки? Петр первый коньки

    Когда появились первые коньки. Кто придумал коньки? Петр первый коньки

    Сообщает: по свидетельствам античных историков, самыми древними конькобежцами были киммерийцы, катавшиеся на костяных коньках по поверхности замерзшего днепровского лимана. Костяные коньки использовались несколько веков спустя. Так в XII веке монах Стефаниус, автор «Хроники знатного города Лондона» писал: «Когда большое болото, омывающее с севера городской вал у Мурфильда, замерзает, целые группы молодых людей идут туда. Одни, шагая как можно шире, просто быстро скользят. Другие, более опытные в играх на льду, подвязывают к ногам берцовые кости животных и, держа в руках палки с острыми наконечниками, по временам отталкиваются ими ото льда и несутся с такой быстротой, как птица в воздухе или копье, пущенное из баллисты…»

    Средневековые костяные коньки, Museum of London
    via http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Medieval-skates-London.jpg

    2.

    Пара коньков, сделанных из кости, 11 век / A pair of 11th century ice skates made from horse metacarpal bones.
    По ссылке на изображении откроется файл 2,768 × 1,600 pixels, file size: 1.3 MB
    via http://commons.wikimedia.org/wiki/File:BoneSkatesBedfordMuseum.JPG

    3.

    Коньки из кости / Eiríksstaðir. Ice skaters made of bone.
    По ссылке на изображении откроется файл 2,560 × 1,920 pixels, file size: 1.68 MB
    via http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Eir%C3%ADkssta%C3%B0ir_-_Schlittschuh_auf_Knochen.jpg

    В 13 веке в Голландии и Исландии в технологии изготовления коньков произошли изменения. Кости животных заменили металлом и деревом. Металлические заточенные полоски стали вставлять в деревянные бруски. С начала 18 века деревянные бруски постепенно стали заменять на стальные трубки.

    4.

    Старинные голландские коньки. via http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Oude_schaats_uit_Nederland..JPG

    5.

    Старинные коньки из Финляндии / Old skates. Picture taken on the Kylmäpihlaja lighthouse island in front of town Rauma, Finland
    http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Old_skates_at_Kylm%C3%A4pihlaja_lighthouse.jpg

    6.

    Коньки, Америка, середина 19 века узей Метрополитен / 1840-59 г.г.. Culture: American Medium: leather, wood, metal Dimensions: 113 in. (287 cm). Credit Line: Brooklyn Museum Costume Collection at The Metropolitan Museum of Art.
    http://www.metmuseum.org/collections/search-the-collections/80096269

    В 50-60-х годах 19 века повальное увлечение коньками пришло и в Соединенные штаты. Коньки из Метрополитен - сделаны по старинной голландской конструкции, неизменной на протяжении сотен лет.

    7.

    Коньки года и века не понятного. via http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Heulenaars.jpg

    Одной из проблем было крепление конька к обуви. В исторических хрониках рассказывается о Петре I, который поразил голландцев своим неординарным решением: он привинтил коньки прямо к сапогам и лихо заскользил к верфи, где проходил стажировку. По возвращении в Россию, он приказал наладить производство коньков в Туле. Со смертью Петра увлечение коньками сошло на нет, тем не менее сто лет спустя Пушкин отмечал, «как весело, обув железом острым ноги, скользить по зеркалу стоячих ровных рек».

    8.

    Различные коньки из музея немецкого города Санкт-Блазиен / Sankt Blasien
    http://commons.wikimedia.org/wiki/File:StBlasien_Schlittschuhe.jpg

    В Соединенных штатах в 1848 году изобретателем из Филадельфии были запатентованы прочные коньки с цельнометаллической подошвой.

    9.

    Advertisement from the Boston Almanac, 1864
    http://commons.wikimedia.org/wiki/File:1864_skate_BostonAlmanac.png

    В 1842 году лондонец Генри Кирк залил первый каток. К природным местам зимнего катания добавились рукотворные.

    Коньки в живописи


    10.

    Иероним Босх (около 1450-1516)Трипти Сад земных наслаждений, между 1480/90 и 1510.
    Правая створка, деталь
    Дерево, масло. 389×220 см Музей Прадо, Мадрид

    В зимних пейзажах малых голландцев люди на коньках занимают почетное место. Ограничусь одним художником.

    Для примера - три работы голландца Хендрика Аверкампа (1585-1634), мастера зимнего пейзажа. В раннем детстве его семья поселилась в Кампене (провинция Оверэйссел), где его отец содержал аптеку. Хендрик Аверкамп от рождения был немым, отсюда и его прозвище (Stomme Campen, немой из Кампена). Аверкамп в своем творчестве специализировался на зимнем пейзаже, став известнейшим живописцем этой темы в европейском искусстве. Художник органично сочетал пейзаж с жанровыми сценами, изображал досуг граждан. В Пушкинском музее есть его зимний пейзаж.

    11.

    По ссылке на изображении откроется файл 4,083 × 2,670 pixels, file size: 2.77 MB. vi http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Hendrick_Avercamp_-_Skating_Scene_-_Google_Art_Project.jpg
    Хендрик Аверкамп 1620-е годы, масло, 240х380 мм, ГМИИ им.Пушкина, Москва.

    12.

    По ссылке на изображении откроется файл 10,718 × 5,438 pixels, file size: 20.18 MB. via http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Hendrick_Avercamp_-_A_Scene_on_the_Ice_-_Google_Art_Project.jpg
    Хендрик Аверкамп. Сцена на льду, около 1625 года, масло, доска, 39.2 х 77 мм, National Gallery of Art, Washington, D.C.

    13.


    via по ссылке на изображении картинка 4271×4226 px, file size 5,7 Mb, отсюда http://gallerix.ru/album/National-Gallery-London-3/pic/glrx-444597196
    Хендрик Аверкамп. Зимняя сцена около замка.

    Источники - внутри текста.

    Ранее по зимней теме и про малых зимних голландцев: Игра в снежки в Европе, в 14-17 веках:

    На коньках по замерзшим рекам рассекали, по-видимому, еще киммерийцы. И было это порядка 3200 лет назад в Северном Причерноморье. В 1967 году археологи нашли на берегу реки Южный Буг, что неподалеку от Одессы, самые древние на сегодняшний день коньки - они были сделаны из костей домашних животных и крепились к ногам при помощи кожаных жгутов. А катались на них как на лыжах - отталкивались при помощи деревянных палок. Но можно ли приписывать изобретение коньков доскифским племенам, сказать сложно, потому что подобные приспособления были и у других народов.

    К примеру, у древних китайцев, которые, правда, вместо костей использовали свой любимый бамбук. А по мнению итальянских исследователей Федерико Ферменти и Альберто Минетти, рассчитавших энергетические затраты на передвижение по глубокому снегу и льду, костяные коньки были в ходу и у жителей современной Финляндии еще 3000 лет назад. По мнению тех же ученых, пользовались спросом они и у древних жителей нынешней Германии. Костяные «лезвия» находят на раскопках древнего Новгорода, Старой Руссы и Старой Ладоги. Это означает, что славяне тоже охотно использовали быстроходные «кости», а вот жители Сибири крепили к ногам моржовые бивни. В первую очередь, вероятно, это делалось не из любви к потехе, а для увеличения скорости передвижения в зимнее время.

    Но особым почетом коньки пользовались в Голландии и Англии. Правда, было это уже в Средние века - именно с тех времен сохранилось множество находок и письменных свидетельств использования коньков. В XII веке автор «Хроники знатного города Лондона» монах Стефаниус писал: «Когда большое болото, омывающее с севера городской вал у Мурфильда, замерзает, целые группы молодых людей идут туда. Одни, шагая как можно шире, просто быстро скользят. Другие, более опытные в играх на льду, подвязывают к ногам берцовые кости животных и, держа в руках палки с острыми наконечниками, по временам отталкиваются ими ото льда и несутся с такой быстротой, как птица или копье, пущенное из баллисты…» Ценой за такие развлечения были сломанные ноги, руки и ребра.

    В XIII веке в Голландии и Исландии догадались, наконец, делать лезвия коньков не из плохо скользящих и слабо управляемых костей животных, а из деревянных брусков, к которым крепили ножи - заточенные металлические (железные или бронзовые, стали в те времена, конечно, не было) полоски. По старинке они крепились к обуви кожаными ремнями, а вот палки можно было выбросить, ведь для того, чтобы придать себе ускорение, отныне достаточно было лишь оттолкнуться ногой. Поэтому коньки все больше используют не только для передвижения, но и «как роскошь» - для зимней забавы. Особенно повезло странам, которые имели множество каналов и рек, замерзавших в стужу.

    Об этом наглядно свидетельствуют работы голландского художника Хендерика Аверкампа, написанные в начале 1600-х годов и изображающие веселых жителей Нижних Земель, лихо скользящих по льду, а некоторых - с подобием хоккейных клюшек в руках. Именно такой увидел Голландию Петр I во время своей знаменитой поездки по Европе в конце все тех же 1600-х. И, помимо прочих новшеств, привез с собой в Россию европейские коньки, приказав наладить их производство в Туле. Считается даже, что именно великий реформатор первым додумался приколачивать коньки сразу к обуви, а не привязывать шнурами. В исторических хрониках рассказывается о том, как Петр привинтил лезвия к своим сапогам и бодро заскользил «в сторону верфи, где проходил стажировку». Кстати, в те времена на длинных загнутых носках коньков мастера часто вырезали фигуры коней. Катание от этого удобнее не становилось, но красиво же! От этих коней и произошло слово «коньки».

    После смерти «русского Гамлета» увлечение коньками на Руси, понятное дело, сошло на нет. Но уже через сто лет Пушкин писал «как весело, обув железом острым ноги, скользить по зеркалу стоячих ровных рек». Впрочем, как можно догадаться, «ровные стоячие реки» были отнюдь не ровными и причиняли конькобежцам массу неудобств. И в 1842 году некий лондонец по имени Генри Кирк залил первый каток - поверхность его была гладкой и риск провалиться под воду был минимален. А в январе 1889 года в Амстердаме прошел первый в истории чемпионат мира по конькобежному спорту. Особенно приятно, что выиграл в нем вовсе не голландец с потомственной страстью к катанию, а российский конькобежец по имени Александр Паншин. Кстати, именно ему приписывают изобретение беговых коньков, в которых убран мешающий развивать скорость передний завиток и удлинено лезвие (тоже для увеличения скорости). А в 1892 году некий норвежец Х. Гаген еще больше усовершенствовал беговой конек, впаяв лезвие в трубку.

    И тут понеслось. В 1908 году фигурное катание (появившееся официально в 1871-м) стало первым зимним видом спорта, вошедшим в программу Олимпийских игр. Тогда же шведский фигурист и первый в мире чемпион по фигурному катанию на Играх в Лондоне Ульрих Сальхов предложил делать на передней части лезвия зазубрины - для лучшего торможения. В 1914-м американский производитель клинков Джон Штраус изобрел первый в мире закрытый стальной носок для конькобежных ботинок, чтобы усилить жесткость и обезопасить ногу. На протяжении всего прошлого века коньки меняли форму лезвия, то укорачивая его, то удлиняя. К примеру, в конце 1950-х хоккеисты называли свои коньки «спотыкачками», потому что гонять шайбу на них было не очень удобно - они больше напоминали фигурные из-за почти прямого угла лезвия. Зато в 1990-х появился принципиально новый вид коньков - удобный для быстрого бега. Их прозвали «шлепанцы» - из-за «отрывающейся» пятки. А в 1994-м на Олимпийских играх в Лиллехаммере мир увидел «утюги» - коньки на сплошном лезвии, которые докатили экс-чемпиона мира по бегу на коньках голландца Ринтье Ритсма до бронзовой медали (чем он остался недоволен, поэтому уже в следующей дистанции надел свои старые коньки - с отверстиями в лезвиях).

    Подвидов современных коньков очень много, а вот видов всего шесть: прогулочные, прогулочные для туризма (отличаются от первых более длинным и к тому же сменным лезвием; легко заменяются на лыжи), коньки для шорт-трека, конькобежные, хоккейные и коньки для фигурного катания.

    https://www.moya-planeta.ru/travel/view/istoriya_veshhej_konki_43716/
    Это копия статьи, находящейся по адресу

    Испокон веков люди ценили красоту, грацию, изящность. В нашем современном, прогрессивном мире невозможно представить человека, который не знал бы, что такое фигурное катание. Кто-то называет это спортом, кто-то « искусством, но возможным катание на льду стало благодаря появлению «коньков» в мире, а у нас на родине тому, кто завез коньки в Россию.

    Человек всегда умел приспосабливаться, адаптироваться к условиям жизни, среде обитания. Неудивительно, что многие ученые считают невозможным определить точный год и место, где впервые придумали и применили обувь для катания на льду. Также трудно сказать, кто придумал коньки. В античном мире условия климата были суровыми, людям часто приходилось селиться там, где было холодно. Чтоб выжить, они занимались охотой, рыбалкой, добычей провизии. Вероятно, тогда кто-то находчивый и выдал идею, что по льду лучше скользить, а не брести.

    Предметы, установленные как первые прототипы коньков, археологи находят по всему миру. Это Нидерланды, Китай, Англия, Швейцария, Бавария, Казахстан, Сибирь, страны Скандинавии. Людям в древности было очень трудно преодолеть такие огромные расстояния, следовательно, придумать обувь для ходьбы по льду могли люди в разное время.

    Некоторые ученые умы утверждают, что первые коньки были изготовлены из костей животных. Это можно считать истиной только отчасти. Не все имели возможность использовать как заготовку такой материал. Кто-то вырезал коньки из дерева, преимущественно из елки, некоторые брали за основу бамбук, даже бивни моржей шли в дело. В основании заготовки делались отверстия, в которые продевался кожаный шнурок. Им приспособление крепилось к ноге.

    Интересно знать! Самое раннее исторически задокументированное упоминание о предметах зимней ледовой обуви в литературе можно обнаружить в «Англо-нидерландском словаре» 1648 г.

    На данный момент самые древние коньки представляют собой костяные приспособления, найденные в 1967 году в окрестностях северной части Черноморского побережья. По оценкам ученых, им около 3200 лет. Предполагается, что их делали племена киммерийцев, чтобы удобно скользить по замерзшим рекам. Форма кости не позволяла развить большую скорость и маневренность. Приходилось дополнительно использовать палки. Однако уже тогда это был значительный прогресс в жизнедеятельности человека. До этого искатели старины находили древнюю обувь, которой, по приблизительным оценкам, более 2000 лет. Антиквариат, содержащийся в одном из британских музеев, был найден 1839 году.

    Установлено, что с ХIII до середины ХVIII столетий ледяная обувь использовалась только как средство быстрого перемещения по замерзшим рекам, озерам, каналам. Кроме дерева и кости, из которых были сделаны первые коньки, в изделиях стали использовать полоски бронзы и железа для улучшения конструкции.

    Изобретатели коньков

    Невозможно точно определить, кому принадлежит гениальная идея изготовлять ледяную обувь. Но известны имена людей, трудившихся над их усовершенствованием. Это были не только ученые и конструкторы, но и те, кто просто любил скользить по льду.

    Интересно! Переднюю часть коньков часто украшали фигурой в форме головы коня. Из-за этого приспособление и получило свое ласковое название — «Коньки».

    Инновации в создании ледяной обуви начались в Европе начала ХIV века, когда мастера стали вставлять в деревянные коньки железные пластины, а позднее их заменили на стальные трубки. Прошло совсем немного времени, и в Голландии стали появляться первые полностью металлические устройства. Древние конькииз сплава были короткими, тяжелыми, с изогнутым носком.

    Из-за непрактичной конструкции было неудобно крепить обувь к ноге. Подошва неплотно прилегала к боковине, ремешки соскальзывали. Тут на выручку пришел гений Русского Царя Перта I. Есть мнение, что, находясь в Голландии по государственным делам и увлекшись катанием на льду, правитель подумал, что хорошо бы соединить лезвие с обувью в единое целое.

    Хотя катанием на льду люди увлекались издавна, большую популярность оно приобрело ближе к середине XIX столетия. Популярность этого увлечения привела к возникновению разных дисциплин в спорте, связанных с коньками и лыжами. Это дало толчок к быстрому развитию конструкции спортивной обуви, новые модели стали изготавливать и выпускать известные фирмы.

    Впервые придумали старинные коньки трубчатого вида норвежские скороходы. Лезвия прикручивались к обуви четырьмя и шестью шурупами. Экспериментами с формой беговых коньков занимался русский конькобежец А. Паншин. В 1887 году он добился немалых успехов, начав создавать удлиненные модели с тонким лезвием, загнутым на конце. Долгие десятилетия первоначальное строение оставалось практичным и не менялось.

    Интересно! Чтобы создать новую модель коньков, необязательно быть инженером. Любой мальчик мог сточить лезвие конька спереди и сзади, получив так называемые «канадки», пригодные как для красивого скольжения, так и для скоростной гонки.

    В настоящее время спортсмены пользуются моделью конька из стальной трубки со вставленным в нее полозом. Разработкой занимался норвежец Х. Гаген. Успеха он добился в 1892 году, внеся свое имя в историю зимнего спорта. 1996 год представил миру новые варианты ледяной обуви. Это происходило на соревнованиях разного уровня, когда голландские и бельгийские спортсмены удачно стартовали в сезоне. Разработкой занимались фирмы «Викинг» и «Рапс», и новая модель получила название «Слепскейт».

    Катание на коньках стало настолько популярным, что появился совершенно новый вид обуви — пластиковый, роликовый конек. Изобретать что-то совершенно новое не пришлось. Его принцип состоял в замене металлического лезвия на колеса. Это позволило кататься не только по льду. Особенно популярно это развлечение среди детей и подростков.

    Конек Гейнса

    Доктор Гейнс — человек, придумавший и воплотивший идею коньков «снегурок». В 60-х годах XIX века он решает сделать «снегурки», которые имели широкое лезвие, загнутый кверху носок без зубцов. Их отсутствие позволяет скользить даже по твердому, укатанному снегу. Такое оборудование подходит для обучения новичков, с ним они учатся кататься, пользуясь ребрами конька. Дальнейшие изменения в модели были не принципиальны, но привносили некие новшества. Так, шведский фигурист У. Сальков придумал добавить зубцы на носок. Новшество позволило выполнять более сложные фигуры, прыжки, остановки, пируэты на носке, циркули, переступания, толчки. Укрепить прочность модели помог Н. Панин. Он добавил стойку, теперь их стало три.

    Больше значительных изменений в «снегурках» не было. Менялась длина и толщина лезвия, в зависимости от применения. Например, для танцев на льду предусмотрена самая маленькая длина, чтобы партнеры не поранили друг друга. Лезвия их коньков имеют толщину в 2-3 мм, для сравнения, предшественники имели толщину 5-6 мм. Высота составляет 40-50 мм. Полоз закруглен, чтобы при наклоне тела выполнялось скольжение по дуге.

    Кто завез коньки в Россию

    Моду на ледяное катание на Руси привез Петр I. Ему очень нравилось такое развлечение. Царь даже приказал начать производить коньки в Туле, когда вернулся домой. Но после его смерти популярность коньков снизилась. Считается, что самый первый конькобежный клуб в России основал в 1864 году А. Паншин. Скороход и фигурист открыл его в Петербурге.

    Интересно! Более 300 лет назад в Москве гостил английский дипломат Карлейль. Позже он написал: «Любимое зимнее развлечение москвичей- катание на коньках».

    В феврале 1890 года отпраздновал 25-летие петербургский Юсуповский каток. По этому поводу решили устроить грандиозные ледовые состязания. Для участия специально пригласили спортсменов из Америки, Европы. Масштабность мероприятия, звездный состав участников дают право назвать эти соревнования первым неофициальным чемпионатом мира. Успех данного конкурса ускорил проведение соревнований мирового уровня. Также это событие послужило толчком для создания через 2 года Международного Союза конькобежцев.

    В детстве я очень любила смотреть с родителями фигурное катание. И если мама сопереживала неудачам спортсменов, пестрила какими-то специфическими терминами, обозначающими элементы, которые исполняли фигуристы, то я, маленькая девочка, во все глаза рассматривала костюмы выступающих девушек. Блестящие платья, совсем как у настоящих принцесс, и прыжки-взлеты - как по волшебству. Магия фигурного катания до сих пор живет в той маленькой девочке, которая просыпается в уже взрослом человеке, когда в поле моего зрения попадает этот вид спорта. И, мне кажется, что если театр начинается с вешалки, то фигурное катание - с коньков.

    Как человеку впервые пришла в голову идея катания на льду - неизвестно. Возможно, что некий киммериец (а именно представителям этого кочевого народа историки приписывают создание прообраза современных коньков) вышел однажды на улицу, и на месте привычной водной глади протекающей рядом с домом реки эту самую гладь и не увидел. Собственно, гладь была, но поменяла свою структуру: плыть невозможно, а идти пешком - скользко. Как быть нашему киммерийцу? Ведь ему срочно нужно было попасть по своим кочевым делам на другую сторону реки! Почему он не воспользовался для этой цели более привычным для него способом - нам никогда не узнать. Может, этот киммериец обладал натурой истинного изобретателя? Иначе бы ему не пришло в голову создать первые в мире костяные коньки, чтобы быстро и легко передвигаться по замерзшему Днепровскому лиману.

    Подобные киммерийским, костяные коньки использовались и гораздо позднее: по упомянутому лиману конькобежцы передвигались на них еще в VIII-VII веках до нашей эры, а европейцы катались примерно на таких же в XII веке. Об этом есть упоминание в «Хронике знатного города Лондона»: ее автор, монах Стефаниус, пишет о катающихся так:

    Когда большое болото, омывающее с севера городской вал у Мурфильда, замерзает, целые группы молодых людей идут туда. Одни, шагая как можно шире, просто быстро скользят. Другие, более опытные в играх на льду, подвязывают к ногам берцовые кости животных и, держа в руках палки с острыми наконечниками, по временам отталкиваются ими ото льда и несутся с такой быстротой, как птица в воздухе или копье, пущенное из баллисты…

    Сложно представить мастерство этих «других», которые ухитрялись кататься на костях. Предложить сейчас такое средство передвижения современным спортсменам - думаю, они в лучшем случае покрутят кости с ремешками в руках, а в худшем - просто откажутся брать их в руки. Впрочем, они могут заинтересоваться иными вариантами: например, на Севере умельцы для изготовления коньков использовали моржовые бивни, а в Китае, за неимением оных, брали для той же цели бамбук. Катались по тому же принципу, отталкиваясь ото льда бамбуковыми палками. Первым конькобежцам была доступна не только прямая техника катания: они могли двигаться и вбок, с проскальзыванием. Современные техники становятся доступны только с появлением стальных коньков, которые не скользили по льду, а резали его благодаря остро заточенным кромкам.

    В XIII веке на смену берцовой кости приходит дерево. В деревянный брусок вставляли заостренную с одной стороны металлическую полоску, и на такой вот конструкции скользили по льду. Только к XVIII веку коньки становятся полностью металлическими, причем форма их была такой, как желал сам заказчик. Желающий покататься рисовал примерный эскиз, и приходил с ним к кузнецу. Тот оценивал сложность работы, называл цену, и, если заказчик и исполнитель были довольны условиями друг друга, то в скором времени будущий конькобежец получал готовую продукцию. Отсюда и разница во внешнем виде коньков: изготовленные по индивидуальным чертежам, они практически не повторялись. Кто-то предпочитал, чтобы носок его конька был плавным и аккуратным, кто-то, наоборот, желал получить коньки с лихо закрученной спиралью, а иные, идущие на поводу своего эстетического чувства, просили украсить их «транспорт» по корабельному типу. Чаще всего на носках появлялись миниатюрные лошадиные головы, которыми украшали нос кораблей. Может, отсюда и произошло их современное название - «коньки»?

    Украшения были разнообразными, а вот форма, как и способ крепления, - стандартными. Так, Петр I, прибыв в Европу, не просто наблюдал за развлечением европейцев, но и пожелал сам к нему присоединиться. Однако местные конькобежцы, привязав лезвия к обуви на время катания веревкой, после него отвязывали коньки и продолжали свой путь в тех же сапогах или ботинках. Петр счел это весьма неудобным, и намертво привинтил выданную ему пару к своей обуви. Конечно, он же царь - у него сколько угодно пар запасных сапог, к любым из которых можно прикрутить коньки. Покатался от души, и убрал в темный угол до следующей зимы, чтоб глаза не мозолили. Европейцы же не оценили благородной идеи своего царственного гостя, и продолжили привязывать свои коньки веревками.

    Когда Петр I вернулся домой, то одним из первых его распоряжений была организация собственного производства коньков, которое в скором времени и было налажено на тульских заводах. Московская и петербуржская знать быстро заинтересовалась новинкой (допускаю, что не по своей воле, потому что после смерти монарха увлечение потеряло свою популярность, а показные катания на радость новатору были всего лишь попыткой подлизаться). Вскоре на застывших реках и озерах раздавался веселый шум, идущий от развлекающихся горожан. Сохранилось даже воспоминание о том, как москвичи, современники Петра, приняли европейскую забаву:

    Москвитяне усердно учились кататься на коньках, причем они неоднократно падали и сильно ушибались. А так как они по неосторожности иногда катались по тонкому льду, то некоторые из них проваливались по шею в воду. Между тем они отлично переносили холод и потому не торопились надевать сухое платье, а продолжали кататься еще некоторое время в мокром. Затем уже переодевались в сухое платье и снова отправлялись кататься. Этим они занимались так ревностно, что делали успехи, и некоторые и них могли отлично бегать на коньках…

    Может, действительно увлечение москвичей катанием на коньках было показным, из страха прогневить вспыльчивого правителя, но большей части развлечение пришлось по душе. Несмотря на его спад после смерти Петра I, век спустя Пушкин отметил, как весело, обув железом острым ноги, скользить по зеркалу стоячих ровных рек. Немного забегая вперед, скажу, что упомянутое Пушкиным «зеркало» было не таким уж гладким, и его неровность доставляла конькобежцам немало неудобств, однако первый каток появился только в 1842 году: его залил житель Великобритании Генри Кирк.

    А что Европа? А там - в частности, первопроходцами оказались шотландцы - в 1604 году открылся первый конькобежный клуб, участники которого даже устраивали соревнования. Их суть состояла не просто в забеге на определенную дистанцию: по пути еще нужно было перепрыгнуть через три шляпы, уложенные на пути конькобежца, и подобрать одну монетку. Ну и, разумеется, прибыть к финишу первым. Приз, за исключением шляп, доставался победителю, а потому азартные шотландцы имели хоть малую, но все же мотивацию в финансовом плане. Норвежцы пошли еще дальше: именно там, в 1888 году, появились первые тонкие лезвия, благодаря чему беговые коньки можно было назвать уже профессиональными. Однако в борьбе за звание мирового чемпиона по конькобежному спорту в классическом многоборье, развязавшейся в 1889 году, стал вовсе не норвежец, а потомок тех самых московитов, которые еще не так давно впервые встали на коньки - Александр Паншин. Примерно в этот же период основано и Санкт-Петербургское общество любителей бега на коньках.

    XIX век приходит с «подарком» как для любителей, так и для профессионалов конькобежного спорта: целых три новых модели коньков. И трубчатые, и трубчатые, но со вставленным в трубку лезвием, и состоящие из двух отдельных частей, крепящихся друг к другу. Появился прототип современного конька, создателем которого стал знаменитый американский фигурист Джексон Хейнс. Мастера по его индивидуальному заказу создали коньки без всяких трубок, - просто прямое тонкое лезвие, конец которого был круто загнут. Хейнс был настолько уверен в превосходстве выбранной им формы, что выступил в этих коньках перед российской императорской фамилией. По воспоминаниям очевидцев, находившихся 7 февраля 1865 года в саду Таврического дворца, Романовы были восхищены искусством американского конькобежца, который весьма натурально изобразил все затруднения новичка в этом виде спорта, а потом и подробно рассказал, чем помогут ему изобретенные собственно Хейнсом коньки. Похвала венценосного семейства была весьма лестной. Но название «коньки Хейнса» в России не прижилось: у нас эту форму окрестили «снегурками». Их можно увидеть на любой новогодней открытке, сюжет которой развивается вокруг Снегурочки, катающейся на коньках.

    А дальше… дальше коньки развиваются стремительно. Для нескольких видов спорта, в которых они являются неотъемлемой частью снаряжения участника, появились свои формы. Для фигурного катания, для хоккея, для бега и для танцев на льду, и, как апофеоз - роликовые коньки, для тех, кто не желает расставаться с любимым занятием даже в жаркий период.

    В русском языке обувь с лезвиями для катания на льду называется «коньки». Это название появилось неспроста – передняя часть лезвий старинных коньков украшалась головой коня.

    Учёные так и не пришли к единому мнению, из чего были сделаны первые коньки. Самые древние были найдены неподалёку от Одессы, им больше трёх тысяч лет. Лезвия этих коньков были сделаны из костей животных, передвигались на них, отталкиваясь ото льда палками.

    Из чего были сделаны первые коньки

    Из чего только не изготавливали коньки наши предки.

    В Сибири лезвия делали из клыков моржей, они не были острыми, что позволяло передвигаться не только по льду, но и по снегу.

    Китайцы прикрепляли к ботинкам лезвия из бамбука, в более развитых странах для этого использовалась древесина твёрдых пород.

    Первые коньки со стальными лезвиями появились на севере Европы только в начале XVIII века. Но это были несовершенные модели – никак не могли придумать, как закрепить лезвия так, чтобы они не отстёгивались и не слетали. Существует легенда, в которой говорится, будто сам Пётр I изобрёл прототип современных коньков – он поразил европейцев тем, что привинтил лезвия прямо к сапогам. Как бы там ни было, но именно ему коньки обязаны своей популярностью в России.

    Изначально северные народности использовали коньки для того, чтобы увеличить скорость передвижения по льду, но очень скоро они стали любимой зимней забавой многих народов. Увлеклись катанием на льду сначала скандинавы, постепенно мода дошла и к нам. Сохранились письменные свидетельства, датированные XVII веком, в которых повествуется о том, насколько любили коньки жители Москвы того времени:

    «Москвитяне усердно учились кататься на коньках, причем они неоднократно падали и сильно ушибались. По неосторожности они иногда катались по тонкому льду, некоторые из них проваливались по шею в воду. Между тем они отлично переносили холод и потому не торопились надевать сухое платье, а продолжали кататься еще некоторое время. Затем переодевались и снова отправлялись кататься. Этим они занимались так ревностно, что делали успехи, и некоторые из них могли отлично бегать на коньках».

    Самые первые беговые коньки с тонкими лезвиями были придуманы двумя норвежцами. На льду они были испытаны в 1888 году. Первым русским спортсменом, который стал чемпионом по скоростному бегу, стал Александр Паншин. С того времени прошло более века и сегодня в каждом виде спорта существуют свои коньки – у конькобежцев это обувь с прямыми лезвиями большой длины, у хоккеистов – коньки со слегка скруглёнными короткими лезвиями, у фигуристов – с прямыми, тонкими и довольно лёгкими лезвиями, облегчающими выполнение сложнейших фигур. Важно помнить, что необходимо детально выбирать коньки для