Войти
Спортивный клуб - Skrodina
  • Фурсенко зенит. Явись, замри, воскресни. Чем знаменит Сергей Фурсенко. Консультировался с личным психологом
  • Разведение и дозирование пептидов простым языком Того что ghrp 6 позволяет
  • Великий Брок Леснар – боец, борец и футболист Брок Леснар: развитие карьеры в смешанных единоборствах
  • Логопедические занятия с заикающимися
  • Фокусы с узлами Фокусы с веревкой и их секреты
  • Что худеет в первую очередь у женщин При похудении что худеет в первую очередь
  • Шаблон филимоновской игрушки для детей. Филимоновская игрушка: образы, сюжеты и роспись

    Шаблон филимоновской игрушки для детей. Филимоновская игрушка: образы, сюжеты и роспись

    Лилия Холдарова

    ГБОУ СОШ №41 ДСП №3

    План - конспект НОД по нетрадиционному рисованию

    для второй младшей группы

    «Роспись филимоновской лошадки »

    Подготовила воспитатель :

    Холдарова Л. М.

    Москва – 2014 год

    Цели и задачи :

    Продолжать знакомить детей с русским народным творчеством. Воспитывать любовь и уважение к своей Родине и труду народных мастеров. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Научить расписывать силуэт-шаблон лошадки филимоновской росписью , используя элементы росписи . Закрепить навыки рисования элементов филимоновской росписи (полоски, точки, кружки, линии) с помощью ватных палочек. Воспитывать аккуратность в работе с красками.

    Материалы :

    Шаблоны-силуэты лошадок , ватные палочки, гуашевые краски двух цветов (зеленый, красный, палитра, баночка для воды, салфетки. Иллюстрации и фигурки филимоновских игрушек , плакат с элементами росписи .

    Ход занятия:

    (ребята сидят полукругом на ковре)

    Ребята, присаживайтесь поудобнее. Расскажу я вам историю про лошадку . Жил был мастер, и слепил он из глины красивую лошадь и решил он расписать ее. Но красок у него было всего три цвета желтая, зеленая и красная. Мастер взял эти краски и расписал свою лошадку и она получилась очень яркая и красивая, вся в полосках, впереди круглое солнышко с лучиками. И назвал он эту роспись филимоновской . (показываю фигурку лошадки )

    На скаку играя гривой,

    Скачет быстро он, красиво.

    Не догонишь, не догонишь,

    Ишь, как скачет : И-го-го!

    (Вдруг под музыку забегает лошадка , делает два круга, как будто он что-то ищет. Останавливается и видит перед собой ребяток и спрашивает :)

    ЛОШАДЬ : Ребята, вы моих друзей не видели? Я просто очень быстро скакала и друзей своих потеряла.

    ВОСП : Нет, мы не видели, но мы с ребятами можем помочь их отыскать! Поможем, ребята? Милая лошадка , расскажи нам, какие они?

    ЛОШАДЬ : Они похожи на меня. Все в полосках разноцветных. На спине грива, на копытцах узоры.

    ВОСП : Подожди, лошадка , вот посмотри, у нас есть иллюстрации и фигурки лошадок , не они ли это?

    ЛОШАДЬ : Да, на меня похожи. И полоски есть разноцветные и лучики и солнышки и точечки. Это они!

    ВОСП : Ну, тогда, мы тебе поможем с ребятами отыскать твоих друзей! Вставайте, ребята, мы отправляемся на поиски! (звучит музыка)

    ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

    Мы шагаем друг за другом

    Лесом и зеленым лугом.

    Крылья пестрые мелькают,

    В поле бабочки летают.

    Раз, два, три, четыре, пять

    Зашагали мы опять.

    Вот выходим мы на луг,

    Я твой друг и ты мой друг!

    К солнцу дружно потянулись

    Обнялись и улыбнулись!

    ВОСП : А теперь, присаживаемся за столы. Давайте, ребята, мы нашей лошадке нарисуем его друзей – лошадок . Распишем их филимоновской росписью .

    ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ : (показ воспитателя на своем шаблоне)

    У всех на столах есть силуэты лошадок их нужно расписать как нашу лошадку .

    В самом начале используют красный цвет. Роспись ведется по контуру желтого.

    Затем, берут зеленый цвет. Роспись ведут между красными линиями. А теперь давайте попробуем вместе.

    (Ребята приступают к работе, воспитатель помогает и контролирует ход работы, звучит спокойная музыка)

    ВОСП : Наша работа закончена, сделаем выставку из наших лошадок . (ребята по одному выносят свою лошадку и закрепляют магнитом на доску).

    ЛОШАДЬ : Какие похожие на меня и красивые получились мои друзья.

    ВОСП : Мы тебе их дарим. Не теряйся больше от своих друзей.

    ЛОШАДЬ : Спасибо вам большое, ребята! Ну а теперь мне пора. До свидания! (под музыку лошадка уходит с собой забирает расписных лошадок ).

    Дети прощаются с лошадкой .

    Уборка рабочих мест.

    ПРИЛОЖЕНИЕ (Этапы росписи филимоновской игрушки , демонстрационный материал)





    Цель: Продолжить знакомство с народными промыслами; познакомить детей с новым для них народным промыслом – филимоновская свистулька.

    Задачи:

    • Познакомить с особенностями этого промысла (материал, форма, цвет, узор).
    • Освоить простейшие элементы филимоновской росписи – полоски, “елочки”; познакомить с традиционным элементом филимоновской росписи – “цветком”.
    • Научить расписывать силуэты филимоновских лошадок и петушков.
    • Развивать восприятие, воображение и эмоционально-волевую сферу.
    • Формировать нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное в народном творчестве.

    Материал для учителя:

    • кисти № 2 и № 4;
    • банка с водой;
    • мягкая салфетка для снятия лишней краски с кисти;
    • альбомные листы;
    • шаблоны филимоновских игрушек;
    • лотки с названием промыслов и иллюстрации изделий для игры “Ярмарка”;
    • Незнайка.

    Материал для учащихся:

    • альбом;
    • гуашевые краски желтого, зеленого, красного цвета;
    • кисти № 2 и № 4;
    • банка с водой;
    • мягкая салфетка для снятия лишней краски с кисти.

    Зрительный ряд:

    • филимоновские свистульки,
    • иллюстрации,
    • открытки.

    Литературный ряд:

    • Н. Грибачев “Художник”,
    • загадки.

    Музыкальный ряд:

    • Запись народных музыкальных инструментов.

    План урока:

    1. Организационный момент.
    2. Игра “Ярмарка”.
    3. Беседа “Филимоновская игрушка”.
    4. Педагогический рисунок.
    5. Практическая работа учащихся.
    6. Выставка. Подведение итогов.

    Ход урока:

    1. Организационный момент.

    Приветствие.

    – Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Надеюсь, что вы готовы сейчас превратиться в художников.

    Стихотворение Н. Грибачева “Художник”.

    – Прослушайте стихотворение “Художник”, подумайте и скажите, каким должен быть настоящий художник.

    Наш Сережка как художник
    Тяп да ляп – спешит всегда.
    Рисовал в окошке дождик,
    Получилась – борода.
    Солнце толстое, как мыло,
    У цыпленка три ноги,
    Танк похож на крокодила,
    А дома на утюги,
    На кувшин без ручки – кошка,
    Слон – на ящик и кровать,
    И не может сам Сережка,
    Кто и что тут, разобрать.

    Удивляется – откуда
    Хвост на шее у верблюда
    И рогатая у льва
    Где-то с боку голова?
    Ну, а нам не в удивленье,
    Тут простой на все ответ:
    Нет терпенья –
    Нет уменья,
    Нет уменья –
    Толку нет!

    – Можно ли Сережку назвать Художником? (…)

    – Почему? Каким должен быть художник? (…)

    – Надеюсь, что вы будете внимательными, старательными, терпеливыми, аккуратными художниками. А чтобы работалось нам легко, надо приготовить все материалы, инструменты и помнить, что у каждой вещи – свое место.

    Дети отгадывают загадки –проверяют и размещают нужные инструменты и материалы на парте.

    Он признался ножу:
    “Без работы я лежу.
    Построгай меня, дружок,
    Чтобы я трудиться мог”.
    Если ей работу дашь,–
    Зря трудился карандаш.

    Разноцветные сестрицы
    Заскучали без водицы,
    Дядя длинный и худой,
    Носит воду бородой,
    И сестрицы вместе с ним
    Нарисуют дом и дым…

    2. Игра “Ярмарка”.

    – Сегодня мы отправимся с вами на ярмарку, где продаются изделия самых разных народных промыслов. (Звучат народные инструменты.) Вот беда – народ собрался, шумит, галдит, а ярмарка не открывается. Что случилось? Лотки готовы. Вывески повешены. А изделия еще не разложены. Как же так? … Все понятно, расставить, разложить игрушки и посуду попросили Незнайку, а он не смог. Надо, ребята, ему помочь.

    Дети по одному выходят и расставляют изделия по лоткам, объясняя свой выбор.

    – Смотрите, один лоток остался пустым, а рядом ящик, надо навести порядок, достать игрушки и расставить их.

    Из ящика достаются филимоновские игрушки-свистульки. Дети называют, какие фигурки видят.

    3. Беседа “Филимоновская игрушка”.

    – Петушок, коник, собачка, невеста с женихом, солдат, корова. Лоток заполнен, а вот и вывеска к нему – “Филимоновские игрушки”.

    – Как вы думаете, из какого материала сделаны эти фигурки? (…)

    – Где их впервые стали делать: в городе или в деревне? Почему вы так решили? (…)

    Филимоновская деревушка!
    Синий лес, холмы, косогор.
    Лепят там из глины игрушки
    И расписывают до сих пор.

    Да, из красной обычной глины
    Появляются вдруг на свет
    Зайцы, коники и павлины
    И солдатики – войска цвет.

    – В живописном уголке Нечерноземья, в Тульской области, над речкой Упой стоит русская деревня Филимоново, в которой издавна живут гончары (уж очень много кругом красной глины): и дома здесь не деревянные, а кирпичные и крыши крыты черепицей. Да и по местному поверью основал деревню еще при Иване Грозном умелый гончар Филимон. А прославилась деревня на весь свет веселой, забавной игрушкой. Игрушку лепят красивую, но несколько странную – удлиненную.

    Удлиненные пропорции фигурок объясняют свойствами местной глины. Она здесь вязкая и однородная, как тесто, так что у мастера нет необходимости лепить фигурку по частям, примазывая кусочки друг к другу. Зато пока глина сохнет, игрушку много раз оглаживают, “подтягивают”, выравнивая её поверхность, пока она не “замрет”. Так вот с каждым таким “подтягиванием” игрушка удлиняется в пропорциях.

    И раскрашивают в основном тремя красками:

    – Какими? (Красный, зеленый и желтый.)

    – И узоры не цветы и травки, а? (Полосы, елочки, снежинки – цветы.)

    – По длинной-длинной шее и маленькой головке, по полосатому узору каждый сразу узнает филимоновскую игрушку.

    После возрождения промысла в 60-е годы игрушка стала разнообразнее, но роспись в целом не изменилась – пишут быстро и легко, как будто в шутку.

    4. Педагогический рисунок.

    Рисунок выполняется на доске учителем и одновременно детьми в альбомах.

    1. Желтый фон.
    2. Тонкие и толстые прямые линии – полосы.
    3. Узор из полос.
    4. “Елочки”.

    Узоры демонстрируются на доске, дети зарисовывают их в альбомы.

    5. Практическая работа учащихся.

    Дети обводят силуэт фигурки по шаблону. Один ученик рассказывает план работы. Дети раскрашивают, рисуют узоры, подражая мастерам из Филимонова.

    6. Подведение итогов.

    Выставка.

    – Что нового узнали на уроке?

    – Кому понравилось рисовать филимоновские игрушки?

    – Кому нравится своя работа?

    – Какая работа с выставки тебе больше нравится?

    – Вы замечательно работали. У вас получились очень красивые работы.

    Воспитательная: воспитать коммуникабельность, чувство коллектива, взаимопомощь и поддержку в работе на уроке.

    Обучающая: научить выявлять особенности традиций филимоновской игрушки в росписи.

    Развивающая: научить детей обобщать свои знания, анализировать новый материал и применять его на практике.

    1. Закрепить знания и приемы лепки филимоновской игрушки.
    2. Научить правильно, передавать особенности промысла через любой образ, используя символику солярных знаков при росписи игрушки;
    3. Научить анализировать символику росписи филимоновской игрушки, правильно использовать основные цвета промысла.
    4. Научить совместной работе в коллективе, взаимопомощи.

    Оборудование

    а) для педагогов: образцы изделий, набор шаблонов, выставка детских работ, пособие по росписи и лепки филимоновской игрушки, схема анализа символики, вспомогательный материал для показа работ.
    б) для воспитанников: краски, кисти, перышко, банка с водой, тетрадь или альбом, тряпка, палитра.

    Ход занятия

    1. Оргмомент.
    2. Сообщение темы занятия.
    3. Определение команд. Конкурс ”Название команды”.
    4. Повторение пройденного материала.
    5. Конкурс “Образы глиняной игрушки”.
    6. Конкурс “Техника лепки филимоновской игрушки”.
    7. Объяснение нового материала: “Приемы и особенности филимоновской игрушки”
    8. Конкурс “Значение старинной символики”.
    9. Конкурс “Магический узор”. Практическая работа по росписи.
    10. Конкурс “Аукцион сюжетов”.
    11. Подведение итогов.
    12. Обобщение пройденного материала на занятии.
    13. Задание на дом

    Методические приемы

    1. Беседа по пройденному материалу.
    2. Демонстрация образцов и иллюстраций.
    3. Рассказ учителя.
    4. Постановка проблемы и поиск решения.
    5. Объяснение, пояснение, индивидуальная работа.
    6. Игровые моменты (конкурсы, викторина).
    7. Самоанализ, выявление недостатков.
    8. Метод поощрения (объявление команды победителя, отбор лучших работ).

    1 Оргмомент

    2 Сообщение темы

    Учитель. Ребята, вы уже, наверное, догадались, о чем сегодня пойдет речь? Да, сегодня мы будем продолжать говорить о филимоновской игрушке и промысле. Наше занятие называется “Филимоновская игрушка: образы, сюжеты, роспись”. Сегодня наше занятие пройдет в виде конкурса. Оценивать выполнение ваших заданий будет компетентное жюри (представление жюри – приглашенные на занятие учителя).

    3 Конкурс “Определение команд”

    Учитель. Вы разделитесь на две команды. Каждой команде необходимо выбрать капитана и определить название. А название нужно сложить из букв, которые находятся в конвертах. Итак, наш веселый конкурс объявляется открытым (ребятам даются на выбор конверты, 3 минуты на составление из букв названий команд, справившиеся с заданием поднимают руку.). Теперь у нас образовались команды с названиями “Малинка”, ”Лимонка”.

    4 Повторение пройденного материала

    Учитель. Сейчас мы послушаем краткую справку о возникновении промысла Филимонова (рассказ учащегося).

    Учащийся. В самом сердце России, недалеко от старинного города Одоева, Тульской области, на высоком берегу реки Уны стоит деревня Филимоново. По местным преданиям, истоки гончарного ремесла относятся к временам Ивана Грозного. Именно тогда в местные владения князя Воротынского будто бы прибыл гончар Филимон. Он обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из нее горшки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново.

    Гончарили здесь всегда мужчины, а женщины лепили звонкие свистульки, за что жители окрестных деревень прозвали их “свистулечницами”, потому что игрушки делались со свистками (демонстрация свистульки). Свистулька – ее еще называют в разных местах сопелкой, гудухой, улюткой, соловьем – древняя и до сих пор популярная игрушка на Руси. В далеком прошлом она, возможно, имела религиозное значение. Известно, например, что вятичи встречали бога солнца (Ярилу) пением глиняных дудок, а магическими узорами на игрушках и пронзительным свистом отгоняли злые силы от душ умерших.

    Женщинам помогали в работе девочки, которых приучали к ремеслу с 7-8 лет. Работали зимой в свободное от сельских трудов время. Игрушки продавали на ярмарках и базарах в Туле и ближайших уездных городах. Игрушки или “забавки” стоили на базаре копейки, поэтому нужно было их изготовить очень много. Вот и работали женщины, не покладая рук, днем – хозяйство, а как только наступали сумерки, приступали к любимому делу. Бывало, длинными зимними вечерами собирались мастерицы и лепили игрушки под удивительные напевы русских народных песен.

    Весной, до начала полевых работ, как только устанавливалась ясная сухая погода, все готовые изделия обжигали в специальных горнах. На склоне большого оврага, что разделял две деревни – Филимоново и Карасинки, была построена из кирпича печь, в которой плотными рядами укладывали посуду, а пустоты между горшками заполняли свистульками. Обжиг был необыкновенно красочным зрелищем. До глубокой ночи горели эти могучие костры, освещая раскаленные горшки и игрушки. Для всех жителей деревни день этот был торжественным событием – итогом всей зимней работы. У печей собирались нарядно одетые жители. Все ожидали чуда – появления преображенных огнем глиняных изделий. И это чудо возникало перед их восхищенным взором: местная глина после обжига приобретала белый цвет, и ее можно расписывать без предварительной побелки.

    После обжига игрушки группировали по сюжетам для росписи. Сюжеты Филимонова – это барыни, крестьянки, солдаты, танцующие пары, наездники на лошадях; из животных – коровы, бараны, лошадки, медведи; из птиц – курицы и петухи.

    В отличие от дымковских, все филимоновские игрушки – свистульки, даже барыни и кавалеры. Свисток всегда находится в хвосте зверей и птиц. Игрушка отличается особым изяществом форм, своеобразной пластикой, вытянутой пропорцией. Это потому, что природные свойства местной глины, жирной и пластичной, отразились в облике игрушек.

    Филимоновская глина при сушке быстро покрывается трещинами, ее приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры. Пока глина сохнет, игрушку много раз оглаживают, “подтягивают”, выравнивая ее поверхность. “Подтягивать” и подглаживать ее приходится дней пять. С каждым таким подтягиванием игрушки удлиняются в пропорциях. Но красота и оригинальность игрушки не только в особых качествах местной глины, а также в форме и росписи. Народная игрушка в своем первородном виде культовая и обрядовая скульптура, инструмент магии. Она представляет собой явление народного искусства, в котором эстетическое и культовое начала были слиты воедино, и непременно учитывались мастером. Рассматривая работы народных мастеров, можно только удивляться устойчивости традиций в выборе тем и сюжетов игрушек (показываются иллюстрации).

    Учитель : Эти сюжеты характерны для искусства всех народов, они стали главными в русской глиняной игрушке и многократно варьировались в каждом мастеровом центре по-своему, никогда не повторяясь (Сравниваем игрушки разных промыслов, одинаковые по сюжету). Часто фантазия мастеров настолько изменяет образ животного, что игрушка не имеет прототипа, получаются сказочные звери неведомой породы. Мастера не стремятся к простому правдоподобию, жизненные впечатления у них – основа для вымысла, сказки. Пользуясь этим методом, они создают бесчисленное множество вариантов, подобных собирательных образов – типов. А в различных центрах производства эти образы вообще неповторимы, имеют особенности, присущие именно той или иной художественной школе.

    5 Конкурс “Образы глиняной игрушки” (коллективный).

    Учитель. Сейчас каждая команда возьмет по карточке (рисунок 1), где изображены образы глиняной игрушки. Вы должны подумать и рассказать, что же символизирует каждый образ в жизни древних славян. Эти образы – воплощение языческих верований, которые таят мифологию жизни в древних дохристианских формах славянского культа. (Вспомним их).

    1-ая команда. Женская фигурка олицетворяет великую богиню “Природу”. Женское начало несло знак добрых сил: Мать – кормилица, Весна, Купава, Берегиня, Лада и т.д. Доможириха – вот перечень имен и смыслов, которыми народ наделил глиняную женскую фигуру. Этот образ – продолжение рода всего живого. Медведь – один из ведущих персонажей народных сказок – предвещал пробуждение природы, был символом могущества. Олень – изображал удачный брак, тепло и плодородие.

    2-ая команда. Конь – считался слугой Солнца. Впряженный, он возил по небосводу бога-солнца и приносил людям его благодать. Конь в искусстве языческой Руси имел охранительный смысл и занимал важное место в магии плодородия. Он символизировал как культ солнца, так и воды. В народном искусстве конь – это время, свет, богатырская сила. Птицы – знак воскресения природы, пробуждение земли, рассвета, хорошего урожая, счастливой семьи. Они вестники богини Матери – земли и обязательные спутники женских изображений. Корова символизировала бодрую силу, плодородие и могущество.(Жюри оценивает конкурс.)

    Учитель. Во всех этих сюжетах отображалась наивная вера крестьянина в добро и зло, поэтическое одушевление сил природы, от которых зависело благополучие человека, счастье и достаток. При создании этих образов главная задача мастера не в том, чтобы предать игрушке особенности конкретной птицы, лошади, человека, а в стремлении передать черты того явления природы, которое воспринималось им в метафорическом – мифологическом познании мира. Конь – солнце, баба – Мать – земли. Единство человека и природы, основа культурной традиции.

    6 Конкурс “ Техника лепки филимоновкой игрушки” (коллективная)

    Учитель . Каждая команда получает лист с заданием. В течение нескольких минут надо написать и объяснить последовательность лепки (женской фигуры). Потом по схеме (рисунок 2) проверим правильность работы учащегося.

    1-ая команды. Изображение людей примитивны и монолитны в филимоновском промысле. Неширокая юбка – колокол в узкую талию, узкие плечи, руки, голова, составляют одно целое с шеей, переходящей в шляпку с козырьком. Вытянутые плоские фигурки с небольшой головой на непомерно длинной шее, тонкие длинные руки – таков характерный облик филимоновской женской фигуры. Лепится игрушка в такой последовательности:

    1. Скатаем между ладонями шар, наденем его на указательный палец (открываем на планшете первый пункт и проверяем).
    2. Затем шар вытягиваем и начинаем расширять углубление, сделанное указательным пальцем.
    3. Сплющивая между большим и указательными пальцами стенки юбки – колокола, постепенно добиваемся того, чтобы толщина их у края была примерно 5-6 мм.
    4. Теперь заготовку ставим на дощечку и приступаем к лепке туловища и головы, которые первоначально намечают лишь в общих чертах.
    5. Вслед за этим намечаем головной убор и приступаем к лепке рук. Их “вытягивают” из кома глины, находящегося в средней части фигуры.
    6. На следующей стадии лепки поле шляпки слегка прижимаем с двух сторон, а сверху прикрепляем так называемую тулью – цилиндрическую часть шляпки.
    7. (Такие шляпки, тулья которых едва прикрывали пучок волос на голове, были модными в конце прошлого века.).

    8. Теперь на некоторое время фигурку “барынь” отставляем в сторону и принимаемся лепить птичку или “курицу” (как называли мастера).
    9. Когда слепили “курицу”, закрепляем в руках барыни и хорошо разглаживаем.

    2 -ая команда (объясняет технику лепки животного, рисунок 3). (Жюри, оценивает конкурс).

    7 Объяснение нового материала.

    Учитель. Главное, что поражает при взгляде на филимоновскую игрушку, – ее смелая роспись. Расписывать филимоновскую свистульку начали только в середине прошлого столетия, когда появились анилиновые краски. Поначалу краски разводили “на полном яйце”, и роспись была сочных естественных тонов. К сожалению, она быстро тускнела и жухла. Тогда мастерицы начали использовать ацетон. Краски стали более стойкими, яркими, даже несколько пронзительно – ядовитыми.

    До наших пор игрушечницы брали для росписи куриные и утиные перышки, “ведь перышко краску лучше держит и прочнее оно”- говорят филимоновские женщины. И сейчас они пишут перышками: с кисточки краска к чистой глине не пристает, и остаются ворсинки, а с перышка – ложится чисто и ровно.

    Расписывают свистульки прямо по белой обоженной глине, причудливыми полосками – желтых, лиловых, зеленых, реже синих и фиолетовых цветов. Кроме того, мастерицы варьируют цвет. Ложится синий мазок на желтый – получается зеленый, красный на желтый - дает оранжевый. Роспись строится по традиционной схеме:

    • сначала накладывают желтые полосы и пятна;
    • потом их обводят красным;
    • затем зеленым, синим, иногда фиолетовым.

    Лимонка, малинка, зеленка – так ласково называют мастерицы свои краски. Гамма цветового решения почти не меняется. Животные и птицы всегда расписываются по определенной схеме: поперек туловища и шеи идут, чередуясь, разноцветные полоски, и только голова окрашивается одним цветом, чаще зеленым или красным (рисунок 4)

    В раскраске человеческих фигурок – барынь или толстоногих кавалеров – меньше всего уделяется внимание лицам: зеленые, черные или синие мазки и точки, изображающие брови и глаза. Малиновые штрихи – рот. Главное – наряд: яркая малиновая кофта, длинная шляпка, две-три цветные каемки на тульи шляпки и вороте платья и пестрая, вся покрытая небрежно, лихо написанными узорами, юбка – в глазах рябит, как солнышко. Мы видим, в орнаменте нет строгой геометричности дымковской росписи: штрихи, веточки, звездочки, розетки, овальные листики, пятна, иногда разделенные полосами, иногда в веселом беспорядке разбросаны по фону.

    Начинают мастерицы писать всегда с центра, а от него уже развивается роспись дальше, повинуясь чутью и воображению. Все эти узоры напоминают о связях человека и природы. Елочки, кружочки, солнышки, что используют мастера – это очень древние обрядовые знаки. Впрочем, по старинному поверью, символы в узорах несли духовную силу, способную заклинать любое зло и несправедливость стихийных сил природы. Эти символические знаки, пришедшие к нам из древних обрядовых праздников, – с магической символикой.

    В филимоновской игрушке мы видим символы солнца, земли, воды, плодородия. В филимоновской росписи мастера по-своему показывают близость к природе. Они пропустили через свое мироощущение все образы и символы и показали в росписи свое восприятие мира. Древние символы мы с вами встречали и в дымковской и каргопольской, игрушке. Но они везде разные в орнаменте. В каждом промысле мы замечаем символы солнца, воды и д.р. Тонкой нитью проходит в них древняя символика крестьянской религии (рисунок 5).

    8 Конкурс “Значение стариной символики

    Давайте вспомним древние символы. Каждой команде предлагается по одной карточке, где перепутаны символы. Надо найти ошибки и исправить. За каждый правильный ответ начисляется по одному баллу. Каждая команда объясняет ошибки.

    Ученик 1-ой команды. Знаки солнца – очень многообразны и изображаются кружками с лучами, даже есть изображение ночного солнца. (Изображение солнце на карточке под номерами 1,3,5, на карточке под номером 2 изображена земля, под номером 4 – вода.)

    Ученик 2-ой. команды. Знак воды – полосы в виде и треугольников. Дождь обозначается прерывистыми линиями. (Изображение воды на карточке под номером 1,4,5) На карточке под номером 2 изображены побеги, засеянные в землю. Под номером 3 – засеянное поле (рисунок 6).

    Учитель . Правильно. Молодцы, все хорошо справились с заданием. Мы вспомнили символы, которые нам пригодятся в дальнейшей работе над росписью. В филимоновской игрушке мы видим, что единство природы, выразилось в особой форме зверей и птиц. Воображение мастера наделяло вещи чертами живого мира, у животных подчеркивалось то, что свойственно самому человеку.

    В русском народном искусстве нет устрашающих изображений, нет ужаса, нет зла. Эти замечательные черты, оказывается, тоже имеют древние исторические корни. Множество удивительных мотивов, образов создают филимоновские мастера – игрушечники, и за каждым из них стоит большой мир, частью которого воспринимает себя человек. Источником творчества народных умельцев является любовь к природе, доброта и щедрость души.

    Каждая игрушка имеет неповторимый узор, хотя есть некоторые приемы росписи (показ образцов) Кофты у барынь и рубахи у солдат филимоновской игрушки обычно окрашены одним цветом: лиловым, зеленым, желтым. Но сколько выдумки появляется у мастериц, когда они рисуют орнамент на юбках, передниках и штанах у своих кукол! Только лица у игрушек остаются чисто белыми, лишь точки – глаза, пятнышки – рот.

    Для мастериц прошлого роспись игрушек была особым праздником. В деревне “дом перед домом” соревновался – кто лучше распишет свистульку. Давно исчезли голосистые крестьянские базары, где филимоновцы продавали свои “чудо – развлечения”. Пройдя долгий и сложный путь от мифа-сказки до детской забавы, игрушка сейчас превратилась в самостоятельное произведение скульптуры (мелкой пластики). В наши дни мастерицы везут свои работы на художественные выставки.

    Современная лепная свистулька стала еще ярче, наряднее, больше (до 20 см. в высоту), превратилась в скульптуру малых форм и поменяла и свой облик. Наряду с традиционными барынями, всадниками, животными, возникли сложные групповые композиции и бытовые сценки из деревенской жизни, согретые сердечным теплом мастеров. В музеях народного искусства, в частных коллекциях можно увидеть загадочных животных А.Ф. Масленниковой, одухотворенных глиняных кукол Л.Г.Зайцевой, ласковых зверей А.Г.Карповой, свистульки Е.К.Евдокимовой и других замечательных мастериц (показ иллюстраций работ мастериц). Только вот беда, если раньше в Филимоново почти в каждом доме гончарили, да лепили игрушку, продолжая многовековое дело предков, то теперь промысел все больше уходит в прошлое. Народная игрушка-явление в русской культуре значительное, в ней своеобразно отразились жизнь, труд и мировоззрение нескольких поколений людей. Филимоновская свистулька, прославившая свою деревню, у нас в стране и далеко за ее пределами, должна быть сохранена для будущего.

    9 Конкурс “магический узор” (индивидуальный)

    Практическое задание на роспись (рисунок 7, 8).

    Учитель. Возьмем по игрушке, слепленной на предыдущем уроке, и попытаемся, как филимоновские мастера, раскрасить игрушку куриным перышком. Смотрим на плакат с элементами росписи (схема 4–5) и на иллюстрации игрушки. Роспись будет строиться по традиционной схеме (показ росписи на шаблоне). Дети украшают силуэт филимоновской барышни по своему усмотрению: можно скопировать рисунок художника, а можно самим придумать наряд. Каждая команда выставляет свои работы для оценки жюри и рассказывает о своем образе. Лучшие работы отбираются в методический фонд.

    10 Конкурс “Аукцион сюжетов” (коллективный)

    Каждая команда по очереди называет сюжет филимоновской игрушки. Кто назвал больше, тот выигрывает.

    Ученик 1-ой команды. Барышня, всадник, петух, свинья, доярка, олень.

    Ученик 2-ой команды. Солдат, козел, медведь, лошадь, солдат с птицей, барышня.

    11 Подведение итогов

    Жюри подводит итоги конкурса и награждает победителя (грамотой лучшего мастера).

    12 Обобщение пройденного на уроке (ответы на вопросы)

    1. Где возник промысел филимоновской игрушки?
    2. Почему игрушка называется филимоновской?
    3. Особенности филимоновской игрушки?
    4. Какие цвета традиционны при росписи игрушки?
    5. Как ласково филимоновцы называют свои цвета?
    6. Какие символы встречаются в филимоновской игрушки?
    7. Ход росписи в филимоновской игрушке.

    Учитель . Молодцы. Вы сегодня очень хорошо занимались.

    Сегодня на занятии мы попытались по новому взглянуть на народное декоративно- прикладное искусство, понять смысл филимоновских узоров и орнаментов. Научились правильно расписывать филимоновскую игрушку и самостоятельно оценивать свою и чужую работы, анализировать ошибки и достижения.

    13 Задание на дом

    Дома в альбоме разработать узор для филимоновского всадника.

    Литература

    1. Блинов Г.М. Чудо-кони, чудо-птицы. М.: “Детская литература” ,1977.
    2. Барадулин В.А. Сельскому учителю о народных промыслах. “Просвещение”, 1968.
    3. Федотов
    4. Фролова Е.Н., Чистый источник. М.: “Мол. Гвардия”, 1990.
    5. Юный Художник №3-4 /1992. “Филимоновская игрушка” О.Яковлева.
    13 июня 2014, 00:04

    Филимо́новская игру́шка - древнерусский прикладной художественный промысел, сформировавшийся в деревне Филимоново Одоевского района Тульской области. По данным археологов филимоновскому промыслу более 700 лет. По другим данным около 1 тыс. лет.

    Специалисты утверждают, что искусство лепки и росписи затейливой глиняной потешки пришло в одоевские края из далекого верхнего палеолита, а при раскопках Жемчужниковского и Снедковского курганов, городищ в Одоеве обнаружены черепки гончарных изделий, относящиеся к IX – XI векам, с рисунками и знаками, которыми расписывают сегодня филимоновскую игрушку.

    По легенде деревня Филимоново была названа в честь деда Филимона – беглого каторжника, мастера гончарных дел, богомаза и игрушечника. На протяжении многих лет мужчины в деревне Филимоново изготовляли на гончарных кругах посуду, печные трубы, различную домашнюю утварь. Это было серьезное мужское дело, использовалась для этой цели местная глина, дающая после обжига светло терракотовый цвет.

    Лепить игрушки считалось делом легким, занимались им женщины, а обучать начинали девочек уже с семи лет. Такие девочки вырастали уже с определенным приданным, их называли «свистульки». В середине XIX века промысел был уже известен далеко за пределами Одоевского уезда.

    Для игрушки использовали нежирную, но пластичную глину «синику», которая после обжига приобретала белый цвет. Уникальная по своим свойствам глина, позволяла мастерице всю скульптурку лепить из одного куска, добиваясь красивых по пластике, выразительных форм.

    Высушенные изделия прежде обжигались в горне, который каждый мастер вырывал на склоне бугра недалеко от дома. После обжига изделия из такой глины приобретают ровный белый цвет, не требующий последующей грунтовки.

    Сюжеты игрушек разнообразны, насчитывают более пятидесяти наименований, но стилистические особенности, выработанные многими поколениями народных мастеров, остаются неизменными. В лепке - вытянутые пропорции фигур, длинные шеи у людей и животных, в росписи - трехцветный геометрический орнамент. Удлиненные изящные силуэты фигур, гармонично сочетаются с жизнерадостной, яркой, лаконичной росписью.

    Роспись строится по традиционной схеме: бегут по форме цветные полоски, чередуются с более сложными узорами: ветвистая «елочка», яркая «ягодка», лучистая «звездочка», или «солнышко». Лица фигурок всегда остаются белыми, и лишь небольшими штрихами и точками намечаются глаза, рот, нос. Эти игрушки трудно спутать с какими-либо другими.

    Красота и сила филимоновской игрушки - в языческой древности. За века она не утратила ни одного из своих элементов, которые характеризуют жизнь древних славян. В незатейливых узорах выражается древняя символика крестьянской религии. Круг - солнце, треугольник - земля, елочки - символ растительности и плодородия. Все узоры напоминают о связях человека и природы. По старинному поверью, символы в узорах несли духовную силу, способную защитить от зла и несправедливости. Главное в игрушке – свисток. В хвосте зверей и птиц. У барышень свистульки спрятаны в кувшины, у солдат в гусей. С его помощью предки-язычники отпугивали дьявола, нечистую силу. В него свистели на похоронах, его закапывали в могилу вместе с покойником.

    У каждой игрушки - свое значение. Женская фигурка олицетворяет великую богиню «Природу». Женское начало несло знак добрых сил: Мать – кормилица, Весна, Купава, Берегиня, Лада и т.д.
    Этот образ – продолжение рода всего живого.

    Медведь – один из ведущих персонажей народных сказок – предвещал пробуждение природы, был символом могущества. Олень – изображал удачный брак, тепло и плодородие. Конь – считался слугой Солнца. Впряженный, он возил по небосводу бога-солнца и приносил людям его благодать.

    Конь в искусстве языческой Руси имел охранительный смысл и занимал важное место в магии плодородия. Он символизировал как культ солнца, так и воды. В народном искусстве конь – это время, свет, богатырская сила.

    Птицы – знак воскресения природы, пробуждение земли, рассвета, хорошего урожая, счастливой семьи. Они вестники богини Матери – земли и обязательные спутники женских изображений. Корова символизировала бодрую силу, плодородие и могущество.

    Условно все игрушки можно разделить на несколько групп:

    1) люди – солдат, барыня, гармонист, мальчик на петухе, всадник, солдат с гусем.

    2) животные – олень, корова, конь, баран, козел, собака, кот, лиса.

    3) птицы - петух, наседка, павлин, утка.

    "Курочка с петухом"

    4) многофигурные композиции – чаепитие, тройка, карусель, древо, на лавочке, Георгий со змеем.

    Почти все филимоновские игрушки свистульки, не свистят петухи и индюки.

    Со временем традиционные народные сюжеты пополнились индивидуальными композициями - «Солдат, кормящий курицу», «Медведь перед зеркалом» (странное существо с гибким худым телом, сидящее на задних лапах, с зеркалом в передних; ничто в его облике не напоминает привычного медведя), «Чаепитие».

    "Медведица с зеркалом"

    "Признание"

    "Солдат с курицей"

    Очень своеобразны филимоновские солдаты. Это отдельно стоящие фигурки, высокие, длинноногие, в характерных костюмах – френче в талию, с погонами, полосатых или цветных штанах, в шляпе с козырьком или полями, в необычных сапогах на высоком каблуке. Под мышкой солдаты держат птиц.

    Современные мастера филимоновской игрушки черпают вдохновение не только в реальном животном мире, но и в мифическом - так, например, есть игрушки-Дракончики. Изготовлены они были к Году Дракона.

    Расписывать филимоновскую свистульку начали только в середине 19 века, когда появились анилиновые краски. Поначалу краски разводили “на полном яйце”, и роспись была сочных естественных тонов. К сожалению, она быстро тускнела и жухла. Позже мастерицы начали использовать ацетон. Краски стали более стойкими, яркими, даже несколько пронзительно – ядовитыми.

    На первом этапе росписи игрушку «желтят». По белому фону обожжёной игрушки наносят первый цвет - жёлтый. Это основа для дальнейшей росписи.

    На втором этапе используют красный цвет (иногда говорят «фуксированный» или «малиновый») Традиционно называют малинка. Расписывают тонкой кистью, потому что линии должны быть тонкими. Роспись ведётся по контуру жёлтого. Линии в различных сочетаниях рождают солнышки, ёлочки, розетки, геометрические узоры.

    На третьем этапе накладывается зелёный цвет (бирюзовый). Традиционно - называется зелёнка. Роспись ведётся между красными линиями.

    После революции очень известный промысел начал умирать: торговля игрушками приравнивалась к спекулянству, за это сажали в тюрьму, поэтому производство филимоновской игрушки сократилось настолько, что оставалось лишь несколько мастериц, которые не бросали своего ремесла. Например, потомственная мастерица Марченкова Мария Николаевна, дочь известной филимоновской игрушечницы А.И. Карповой. Мария Николаевна с детства познала секреты лепки и росписи, помогая матери во всех процессах создания игрушки.

    Немного работ Марии Николаевны Марченковой:

    "Лиса с курицей"

    "Медведь с зеркалом"

    Лукьянова Евдокия Ильинична со своими работами.

    Картина Журова Е.П "Филионовские мастерицы" (1996 год). На картине - Евдокимова Елена Кузьиминична и Лукьянова Евдокия Ильинична.

    Работа Лукьяновой Е.И "Наседка"

    Производство заметно оживилось в 1950-е годы. Внимание и интерес общества к народному искусству привели к возрождению в Филимонове игрушечного промысла. Мастерицы быстро вспомнили свое ремесло.

    Но истинное возрождение традиции старинного промысла приходится на середину 80-х гг. ХХ века. В этот период, благодаря упорству и подвижничеству Николая Васильевича Денисова, в Одоевском районе была создана творческая группа, объединившая выпускников Абрамцевского художественно-промышленного училища и потомков филимоновских мастериц: Елену Башкирову и Константина Кехаиди, Александра Стукова и Ирину Левитину, Аллу Гончарову, Владимира Першина и Елену Орлову.

    Николай Васьевич Денисов с 1984 более семи лет за счет своих средств занимался возрождением на Одоевской земле древней Филимоновской народной игрушки. Николай Васильевич собрал и сплотил молодых людей, так же, как и он, влюбленных в игрушку. Старейшему ремеслу Николай Васильевич Денисов даже посвящал стихи:

    Ты откуда пришла к нам такая?
    Вся простая, без хитрых затей.
    С длинной шеей и расписная,
    Для игры и забавы детей.

    Я тебя полюбил в раннем детстве –
    Мастерицею бабка была.
    Ты ко мне перешла по наследству
    От красивых людей из села.

    Для тебя не страшны расстоянья.
    Ты – от предков далеких времен.
    Эти глиняные изваянья –
    Колокольной Руси перезвон.

    Автор статей по народному искусству На протяжении" многих лет организовывал персональные художественные выставки в поселке и проводит встречи с учащимися школ поселка и района как художник – живописец, игрушечник и поэт. В 2012 году в доме художника была открыта мастерская-музей. На фото выше - кадры из музея-мастерской.

    В 1986 году в коллективе работали старейшие мастера Елена Ильинична Лукьянова и Елена Кузьминична Евдокимова, у которых молодые художники перенимали секреты мастерства.

    На сегодняшний день в Одоеве лепят филимоновскую игрушку несколько семей, продолжающих художественные традиции старинного промысла Елена Ивановна, Константин Николаевич и Платон Константинович Кехаиди, Орлова Елена Алексеевна, Першин Владимир Борисович, Орлов Роман Вячеславович, Масленникова Валентина Николаевна, Левитина Ирина Константиновна, Дроздовская Елизавета Артемовна. Многие мастера продолжают фактически семейное дело - например, Гончарова Анна Вячеславовна.

    Потомственная мастерица в пятом поколении по женской линии, праправнучка известной филимоновской мастерицы Авдотьи Григорьевны Дербеневой (Горюнова) (1881-1959), правнучка мастерицы Антонины Ильиничны Карповой (Дербенева)(1910-1983), внучка Марии Николаевны Марченковой (Карпова) (1933 г.р.), дочь Аллы Ивановны Гончаровой (Марченкова) (1961 г.р.). С раннего детства жила рядом с игрушкой: мама и бабушка щедро делились секретами мастерства.

    Потомственная мастерица, внучка известных филимоновских мастериц А.Ф. Масленниковой и А.И. Дербеневой, дочь мастерицы В.Н. Масленниковой, Орлова Елена Алексеевна, ради возрождения промысла переехала в 1984 году в Одоев.

    Работа Орловой Е.А "Павлин"

    Мастер Кехаиди Константин Николаевич переехал в Одоев в 1987 году. С 1987 года по настоящее время преподает изобразительные дисциплины в Одоевской детской школе искусств. Обучает детей лепке и гончарному искусству.


    С 1997 года – организатор ежегодного фестиваля народного творчества «Поляна». (на фото выше мастер за работой). Интересно, что и жена, и сын Кехаиди занимаются филимоновскими игрушками. Ниже - пара работ Константина Кехаиди.

    Елена Кехаиди лепит заготовку игрушки из глины.

    Современные филимоновские мастера, сохраняя традиционные приёмы лепки и росписи, стараются разнообразить сюжеты, сделать игрушку более нарядной. Практически на всех стадиях производства филимоновской игрушки мастера следуют старинным традициям. Это и способ лепки, и обжиг, и классическая филимоновская роспись. Современная лепная свистулька стала еще ярче, наряднее, больше (до 20 см. в высоту), превратилась в скульптуру малых форм и поменяла и свой облик.

    "Чаепитие"

    В 2009 году в Одоеве открылся музей Филимоновской игрушки, в экспозиции можно увидеть работы и фотографии талантливых мастериц прошлого и нынешнего века, узнать много интересного об истории промысла, а так же изделия других центров народного творчества.

    Вообще все ремесло переехало из деревни Филимоново в Одоев. А в Филимоново дачники очень удивляются, когда узнают, что в их деревне делали старейшую игрушку.

    Экспозиция в музее.

    "Собака кормит петуха"

    "Дерево жизни"

    "Парочка на кресле с собакой"

    "Всадник на козле"

    Тарелка настенная

    "Карусель большая"

    "Лягушка"

    "Дама с самоваром"

    Надеюсь, что не утомила!)

    Здравствуйте, дорогие друзья.

    Не знаю, как вы, а я люблю народные промыслы. Не важно, что это: шитье тряпичных кукол, резьба или роспись по дереву, плетение из бересты и так далее. Есть в них что-то такое душевное, теплое, родное, если хотите.

    В общем, я тут подумала-подумала, и решила разукрасить сегодняшний день позитивом - Филимоновской игрушкой. А что? Промысел древний, интересный, яркий и звонкий. К тому же, о Тульской области давненько ничего кроме анонсов не писала. Так что в этой статье мы с вами заглянем в прошлое, вспомним, откуда к нам эти забавные фигурки пришли, и поговорим об их, скажем так, каноничности и символичности. Это я к тому, что в Филимоновской игрушке все имеет свое значение, и цвета, и каждая черточка со своим смыслом.

    Филимоновская игрушка: история

    Этому древнему прикладному художественному ремеслу примерно лет 700 по одним данным, и приблизительно 1000 по другим. Как ни крути, и так и эдак – немало. Он зародился в Одоевском районе (в прошлом Белевский уезд Тульской губернии), в деревне Филимоново (отсюда и такое название, в общем-то).

    Кстати, о названии - есть легенда, которая гласит, что деревня, была так названа в честь некого деда Филимона. Он был каторжником (беглым), а так же игрушечником и гончаром. Так вот, на протяжении многих лет в этой деревне изготовляли глиняную посуду и прочую кухонную утварь, игрушки, печные трубы и так далее.

    Специалисты считают, что искусство лепки и росписи филимоновской игрушки начало зарождаться еще во времена верхнего палеолита. Этому есть археологические подтверждения: при раскопках в Жемчужниковском и Снедковском курганах и городищах под Одоевом были обнаружены глиняные черепки. По данным археологов эти находки относятся к IX – XI векам. Так вот, на них уже были нанесены знаки и символы, которые сегодня мы видим на филимоновской игрушке.

    Лепить такие свистульки - дело несложное, поэтому раньше им занимались, преимущественно, женщины. Девочек начинали обучать этому искусству уже лет с семи, и их называли «свистульки».

    В ХХ веке мы чуть было не потеряли этот древнейший промысел навсегда. В 20-х годах он начал умирать, а все из-за того, что торговать филимоновской игрушкой запретили, а без торговли, сами понимаете, какой тут промысел - мастерам тоже надо на что-то жить. Осталось совсем немного мастериц, которые не бросали своего ремесла в ту пору.

    Подъем производства начался лишь в 1950-е годы, благодаря вниманию общества к народному искусству. Но настоящее возрождение древнерусских традиций пришлось на середину 80-х годов ХХ века.

    Сейчас среди мастеров, создающих эти потешки немало мужчин, а сам промысел широко известен и за пределами Тульского края. А все благодаря стараниям неравнодушных людей.

    Техника изготовления

    От чего же эта игрушка такая уникальная в своем роде? Отчасти это из-за ее формы, что напрямую зависит от глины: для изготовления филимоновских свистулек использовали особую глину - синику.

    Синика очень пластичная (на тесто похожа) и немного жирноватая, поэтому изделия из нее приходится заглаживать, чтобы не было мелких трещинок (от этих заглаживаний они и получаются такие непропорциональные, плавные и выразительные);

    После обжига глина приобретает белый цвет, без каких либо дополнительных усилий со стороны мастера.

    Технология заготовки синики

    1. Но чтобы игрушку вылепить, глину нужного качества нужно еще заготовить: раньше это делали по морозу. Для чего выкапывались круглые колодцы до двух метров глубиной и оттуда, собственно, эта глина и вынималась. Я подчеркиваю, только на морозе, он не давал стенкам колодца обвалиться.
    2. После того, как глину вынимали, ее прятали в прохладное и сырое место, на несколько дней. Потом небольшую партию синики складывали в корыто и заливали на пару дней водой. Периодически переворачивали и похлопывали лопатой.
    3. Позже вынимали, клали либо на деревянный пол, или вымощенное кирпичом место, в стожок, и начинали топтать. Говорят, что это сопровождалось песнями и плясками. Мужик играл, а женщины босиком на этой глине танцевали.
    4. Топтали до тех пор, пока глина не превращалась в блин. Потом через сито присыпали золой, скатывали и прятали в стог. Спустя какое-то время снова топтали, и снова посыпали золой, и так несколько раз.
    5. Перед лепкой такой блин нарезали на пластины, которые уже использовали для заготовок игрушек. Очень важно, чтобы в процессе хранения синика не пересохла, поэтому глиняные пластины накрывали мокрой тряпкой.

    Но такая технология была в прошлом, в наши дни все, конечно, иначе.

    Поначалу филимоновскую свистульку не расписывали. Это стали делать только в 19-ом веке, благодаря появлению анилиновых красок. Сначала их разводили «на полном яйце» и такая роспись, конечно, была яркая, однако очень быстро выцветала. Поэтому позже мастера взяли на вооружение ацетон. Это помогло - цвета стали еще сочнее, можно сказать, даже ядовитее, но самое ценное то, что краска дольше держалась.

    Расписывают филимоновскую игрушку в три этапа. Количество цветов ограничено - традиционно их три.

      Вначале игрушку «желтят». То есть, после обжига на ее настоящий белый цвет наносят желтый. Делают основу для дальнейшей росписи.

      На следующем этапе берут оттенки красного (малинового), мастера это называют «малинка».

      Последний этап - «зеленка». Цвет берут зеленый или бирюзовый, а роспись ведется между красными линиями.

    Для раскрашивания игрушки используют тонкую кисть.

    Сюжеты игрушек весьма различны: их, в общей сложности, насчитывают более пяти десятков (традиционно эти свистульки изображают животных и людей: барыни, их кавалеры, медведи, бараны, петухи). Но, выработанные многими поколениями народных мастеров, особенности неизменны.

    Это отражается в лепке и пропорциях фигур: животные с длинными шеями, такие же пластичные люди. Мало детализации, например, барыню от кавалера отличает только юбка и головной убор. Зверей тоже можно только по голове различить. Так, у барана рога-завитки, у медведя - уши, и тому подобное.

    В росписи обязателен геометрический орнамент трех цветов. Полосы чередуются с более сложными узорами, лица у фигурок всегда белые, а глаза, рот и нос намечены маленькими точками.

    Самое примечательное в филимоновской игрушке, это, можно сказать, ее сила - языческая древность. За все века она не утратила ни одного из своих элементов, которые характеризуют жизнь древних славян.

    Каждый рисунок на этой потешке - символ, отражающий крестьянские верования, глубокую связь человека с природой. В элементах росписи почти всегда встречаются два основных мотива: символ солнца и, так называемое «древо жизни» - это узор, напоминающий еловые ветки. Кольцевые линии, которыми украшена вся игрушка, заключают в себе добро и свет.

    Не только роспись, но и сами фигурки тоже со смыслом:

      Барыня – это берегиня. Символ домашнего очага, тепла и любви. Олицетворение Матери-природы. Это символ продолжения рода и всего живого.

      Медведь – один из самых почитаемых в славянстве символов - это образ тотемного предка, хозяина, могущество, добро, олицетворение пробуждающейся природы. Медведица с медвежонком - защитница семьи, аналог берегини. Существует поверье, что именно медведица родила первую женщину, отсюда и почитание медведей, как покровителей не только женщин рожениц, но женщин в целом.

      Олень – тепло и плодородие, защита. Ветвистые оленьи рога символизировали Мировое Древо.

      Конь – символ солнца, воды, плодородия, света, времени и богатырской силы.

      Всадник на коне – это с одной стороны воин, защитник. А с другой это образ солнца и света.

      Корова – благополучие и спасение. Животные с рогами, вообще, почитались в древности: считалось, что они носят на своих рогах солнечный диск.

      Волк – как ни странно, любовь и добро.

      Петух – это сильнейший оберег, свет и солнце, мечта о счастье. Олицетворение наступающего дня. Славяне считали, что петух - вещая птица, что он отгоняет своим криком злые силы, разрушает чары. А вот сидящие друг против друга петухи - обозначали плодородие.

      Утка - женский символ, связанный с культом Великой богини. Это покровитель всех женских ремесел, защитник семьи.

      Собака – верный друг и помощник.

      Птица – это свет и счастье, посредник между мирами.

    Все филимоновские игрушки можно разделить на четыре группы:

      животные;

    • композиции из нескольких фигур;

    Но не стоит думать, что это «законсервированное» ремесло. Со временем филимоновские сюжеты начали пополнятся и современными мотивами, и индивидуальными композициями. Но все это сделано гармонично, без нарушения веками заложенных традиций. Это касается всего: и способа лепки, и обжига, и, конечно, росписи.

    Единственное что - современная филимоновская игрушка стала ярче, наряднее и больше (до 20 см. в высоту). Из маленькой свистульки превратилась в малую скульптуру.

    Почти все филимоновские игрушки, по сути своей - свисток (не свистят петухи и индюки). И это тоже символично! С помощью такой свистульки наши предки отпугивали злых духов, в него свистели на похоронах, и даже клали в гроб вместе с покойным.

    Можете послушать, как «поет» филимоновская свистулька в умелых руках.

    Фото - картинки

    Для вашего вдохновения я выбрала несколько фотографий игрушек. Там можно подсмотреть рисунок, специфику, да и просто - это интересно.